Охватить Волгу в миниатюре, узнать кремлевский быт советской номенклатуры и почувствовать «Дыхание земли» — собрали гид о самых интересных выставках в Подмосковье и ближайших городах от Твери до Суздаля, куда стоит отправиться за искусством и природой на насыщенный уик-энд.

Когда важно соблюдать тишину, отвечайте на звонки текстом с услугой «Звонок в чат» от МТС Секретаря

Он озвучит ваше сообщение собеседнику в режиме реального времени.

Пользуйтесь 30 дней бесплатно

 

«Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй»

где

Музей «Новый Иерусалим», Истра

когда

28 ноября 2025 года — 24 мая 2026 года

Выставка объединит около 300 произведений лаковой миниатюрной живописи из собраний ведущих российских музеев и частных коллекций. Экспозиция, разместившаяся на площади более 1 500 квадратных метров, предлагает глубокое и всестороннее погружение в мир четырех главных центров этого уникального искусства. Посетители увидят лучшие образцы творчества мастеров Федоскино, Палеха, Мстёры и Холуя — от тончайших федоскинских шкатулок с их реалистичной живописью до символичных и насыщенных цветом работ палешан, изысканных произведений мстёрских и холуйских художников. 

Проект задуман как целостное повествование о культурном феномене, в котором судьба России отразилась в миниатюре. Три тематических зала выставки проведут гостей через разные эпохи — от эстетики народной жизни XVIII–XXI веков и отражения переломных исторических моментов до современного прочтения традиций. В экспозиции будут представлены работы как признанных классиков советского времени, так и выдающихся современных художников.

 

 

«Рерих. В поисках „небесного Звенигорода“»

где

Звенигородский государственный музей-заповедник, Звенигород

когда

4 декабря 2025 года — 24 мая 2026 года

Звенигород был не случаен в жизни Николая Рериха (1874–1947), в его осмыслении окружающей действительности, духовных целей; это название города неоднократно возникало на его творческом пути. В 1933 году даже появилась его картина с таким названием, которая находится сегодня в музее художника в Нью-Йорке. Ее мультимедийную репродукцию тоже покажут на экспозиции.

Звенигородом Рерих называл метафизический город будущего, город знания и культуры. В настоящем древнем Звенигороде Рерих тоже бывал, когда изучал памятники Древней Руси, поэтому звенигородская ретроспектива из собрания Русского музея пригласит зрителей отправиться по невидимым «ступеням жизни» мастера к духовным вершинам его творчества в особенном, локальном контексте. Выставка станет возможностью познакомиться с наследием мастера в живописном уголке Подмосковья, тесно связанном с его биографией, и услышать звон колоколов его «небесного Звенигорода».

 

 

«Дыхание земли»

где

Творческое сообщество «Мира», площадка «Аквариум», Суздаль

когда

до 22 марта 2026 года

Творческое сообщество «Мира» этой осенью открыло новую площадку. Теперь наряду с «Коллайдером», «Ларцом» и «Мира центром» в Суздале можно будет посетить и «Аквариум». В этом уникальном доме со стеклянными стенами можно наслаждаться искусством в любое время суток. Прозрачные стены стирают границы, создавая ощущение единства между экспонатами, зрителем и городом: на стеклянных поверхностях отражаются суздальские храмы и городские пейзажи. Современное искусство, интегрированное в окружающую среду, здесь вступает в диалог с вековыми культурными традициями Суздаля.

Первой инсталлируется работа Аллы Перовой, художницы, чей авторский почерк узнаваем в арт-костюмах и текстильном искусстве. В «Дыхании земли» конструкция кажется живой: фантастические цветы, плоды, грибы и лианы превращают куб из стекла в настоящий аквариум, за которым интересно наблюдать в «естественной среде обитания».

 

 

Открытие «Волга-центра»

где

Тверь

когда

с 20 декабря 2025 года

«Волга-центр» — новый научно-популярный проект, где макет Волги с «живой водой» станет наглядной историей. Культурный центр будет посвящен великой реке, доступно и увлекательно показывая, как она формировала историю, экономику и культуру всей страны. Главное место займет интерактивный макет, где на 170 квадратных метрах с точностью до деталей воссоздан участок реки от Дубны до Мышкина. Выставка соединит инженерное и художественное мастерство с интерактивными технологиями. Каждое здание городов на макете — точная копия настоящего, а движущиеся кораблики повторяют реальные суда XX века. Дополнят макет информационные колонны и планшеты с архитектурной энциклопедией городов и интерактивными картами с рассказом об объектах макета и не только. Макет Волги будет расширяться и в будущем включит Тверь, Борок, Рыбинск, а также интерактивные экспонаты и широкую просветительскую программу.

 

 

«Елена Поленова. Зимние сказки»

где

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

когда

до 30 марта 2026 года

Выставка посвящена 175-летию Елены Поленовой (1850–1898) — младшей сестре Василия Поленова. Она была талантливой художницей, собирательницей и иллюстратором народных сказок. Ее работы сочетают фольклорные традиции с авторским видением. Поленова руководила мастерской резьбы в знаменитом Абрамцеве — мебель по ее эскизам украшала аристократические гостиные современников. Также художница писала акварельные пейзажи и жанровые картины маслом. Именно Елена Поленова создала первый в России музей прикладного искусства, организовывая этнографические экспедиции.

На выставке представлено 11 графических работ из коллекции музея на зимнюю тему: иллюстрации к сказкам «Лисичка-сестричка и серый волк», «Дед Мороз» и другие зимние пейзажи.

 

 

«Стекло: живая/неживая материя»

где

«Ботанические оранжереи» музея-заповедника «Архангельское»

когда

до 30 ноября

Стекло завораживает своей красотой и хрупкостью. В древности его считали удивительным веществом и сравнивали по красоте с нетающим льдом. В Архангельском князь Юсупов-старший основал хрустальный завод (1814–1827). Предприятие стало творческой лабораторией, где мастера вели поиск своего стиля; кроме того, оно обеспечивало имение стеклянными изделиями. Штат формировали из способных крестьянских детей. Граф Строганов в 1825 году также создал школу для детей с художественными способностями. В 1912-м пути Строгановского училища и завод Юсуповых, наконец, пересеклись: Феликс Юсупов стал председателем Совета училища, а Зинаида Юсупова открыла в Архангельском художественно-ремесленную учебно-ткацкую мастерскую «в память 25-летия бракосочетания князей Юсуповых». Совместный выставочный проект «Архангельского» и кафедры художественного стекла Строгановского училища возрождает историческую связь, представляя достижения стеклоделов на протяжении веков и традиции обучения этому ремеслу.

 

 

«Повседневная жизнь в Кремле»

где

Музей-заповедник «Горки Ленинские», Московская область

когда

до 26 декабря

Выставка исследует в деталях систему привилегий в новом советском государстве в 20–30-е годы, рассматривая доступ к продуктам, промтоварам, жилью и медикаментам высшей советской номенклатуры.

Здесь можно увидеть самые необычные бытовые предметы того времени — от дворцового фарфора до кастрюль с заплатами и продуктовых корзин, которые использовались для снабжения «незаменимых работников центральных учреждений». В коллекции посуды семьи Ульяновых были коронационные тарелки с царским гербом. В то же время сестра Ленина, Мария Ильинична, из-за нехватки посуды готовила в кастрюле с заплатой. В экспозиции даже представлена квитанция на продукты и книга расходов домработницы Ульяновых за 1934 год, которые показывают рацион семьи первого вождя Советов.

 

 

Выставка работ Евгения Куманькова

где

Музей-заповедник А. П. Чехова, Мелихово

когда

до 30 ноября

На ретроспективе Евгения Куманькова (1920–2012), приуроченной к 105-летию со дня рождения художника, представлены работы из фондов музея-заповедника «Мелихово» и Государственного музея Пушкина. Одна часть экспозиции посвящена сценографии Куманькова, который не раз оформлял спектакли по чеховским произведениям, другая — его картинам на тему старой Москвы.

Куманьков был театральным художником, работавшим в Малом театре и на «Мосфильме»: он участвовал в создании знаменитой кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Однако его творчество не ограничивалось сценографией. В 60–70-е Куманьков создал множество пастелей и карандашных рисунков, полных ностальгии. В них он запечатлел уходящую натуру — Арбатские переулки, храмы и уголки Старого города. Куманьков на протяжении полувека создавал произведения, передающие облик столичных улиц и переулков, стремясь запечатлеть атмосферу прошлого, находя ракурсы и пейзажи, отражающие его видение истории и времени. 

Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. 

 

ФОТОГРАФИИ: обложка, 4 — «Волга-центр», 1 — музей «Новый Иерусалим», 2 — Звенигородский государственный музей-заповедник, 3 — Творческое сообщество «Мира», 5 — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, 6 — Музей-заповедник «Архангельское», 7 — Музей-заповедник «Горки Ленинские», 8 — Музей-заповедник А. П. Чехова