Почувствовать воспоминание: Выставка «Феномен Пруста»
Как ароматы и образы пробуждают память

В пространстве Press Concept до 29 декабря проходит выставка «Феномен Пруста» от Geolina Art Gallery. Она рассказывает и показывает, как ароматы пробуждают воспоминания. Шесть современных художников — Анна Дерябова, Регина Рзаева, Дмитрий Закунов, Лейла Мурад, Кристина Павлова и Ксения Гранж — представили работы, где гравюры пахнут дождем, живопись хранит аромат жасмина, а фотографии возвращают в моменты, которые казались навсегда утраченными.
Выставка организована в парфюмерном баре Press Concept: здесь парфюмерия становится полноправной частью художественного высказывания. Часть работ дополнена ароматами, другие же обращаются к памяти исключительно через визуальные образы, предлагая зрителю самому воссоздать запах в воображении.
Проект исследует связь между обонянием и памятью, продолжая традицию, начатую Марселем Прустом в его знаменитой сцене с чаем и мадленкой. Посетители могут не только увидеть произведения, но и получить опыт восприятия искусства через разные чувства. Редакция «Большого Города» рассказывает о стилях и замыслах куратора и художников.
Реклама
ПАО «МТС». ИНН 7740000076
Когда важно соблюдать тишину, отвечайте на звонки текстом с услугой «Звонок в чат» от МТС Секретаря
Он озвучит ваше сообщение собеседнику в режиме реального времени.

Геолина Моргулис
основательница Geolina Art Gallery, куратор
«Запахи — самый чувственный и самый неоднозначный из видов восприятия. Они вызывают острые эмоции, мгновенные ассоциации и личные воспоминания. Один и тот же аромат может быть одновременно притягательным и настораживающим. Именно эта амбивалентность восприятия становится отправной точкой выставки «Феномен Пруста».
Некоторые работы художников выставки сопровождаются ароматами Press Gurwitz Perfumerie, другие существуют только в визуальной форме. Этот контраст между присутствием и отсутствием позволяет по-разному воспринимать произведения — через органы чувств, ассоциации, личный опыт».

Анна Дерябова
Анна работает с японской техникой гравюры — мокуханга, где изображение вырезается на деревянной доске и отпечатывается акварелью на тонкой бумаге из растительных волокон. Ее мотив — вода: гладь озера, дождь, следы на песке. В этих гравюрах — дыхание и прозрачность, словно запах дождя, который не уловить напрямую, но он наполняет пространство. В других сериях — цветы, фрукты, ракушки, образы, привезенные с тропического острова. Они кажутся сновидениями, где запах моря и солнечных плодов превращается в легкие акварельные пятна.

Лейла Мурад
Лейла пишет фигуративные картины, вдохновленные садами. Для нее сад — это не просто место, а состояние покоя и размышления. Она обращается к теме памяти и природы, вспоминая поездку в Живерни — в сад Клода Моне. В этих работах чувствуешь, как запах жасмина или влажной земли соединяет реальное и воображаемое, прошлое и настоящее. Цветок здесь — и мгновение, и вечность, напоминание о том, как короткое дыхание аромата может удержать целую жизнь.

Регина Рзаева
Работы Регины — о тонкости восприятия. Она пишет прозрачными слоями масла, и свет, проходящий через них, напоминает дыхание.
Эта живопись будто улавливает мгновения, которые невозможно удержать.
Запах возникает в воображении, как воспоминание, которое невозможно точно воспроизвести, но невозможно и забыть.

Кристина Павлова
Кристина работает с керамикой, стеклом, смешанными медиа — у них собственный запах, фактура и темперамент. Керамические объекты в практике художницы включают как утилитарные формы, так и автономные скульптуры, объединенные отказом от изображения в пользу пластики формы и поверхности. Важная составляющая работ — авторские глазури, контролируемая спонтанность и ощущение «естественно возникшей» вещи: материал задает границы и эффект, акцент — на тактильности и лаконичности без избыточной детализации.

Ксения Гранж
В серии работ Ксении Гранж тело становится центральным образом — полем, где сталкиваются социальные нормы, стандарты и личное сопротивление. В «Who’s next?» и «Confusion» проявляется хрупкий баланс между согласием и протестом, где женственность оказывается системой оценки и отбора. В цикле «Хорошая девочка» и в работе с тканью и фабричной маркировкой «тонкие ткани» художница обнажает индустрию стереотипов. Эти образы, то чувственные, то ироничные, приглашают зрителя ощутить запахи, воспоминания и внутренние противоречия, из которых складывается современное представление о теле и идентичности.
Это разговор о том, как сохранять себя, когда общество диктует, какой должна быть «женственность».

Дмитрий Закунов
Дмитрий Закунов — художник, работающий с техникой хронофотографии. Его фотодинамические композиции адресуют к состоянию сна и подсознательным образам. В работах автор обращается к психологии, мистике и памяти, проявляя скрытую пластику движений. На выставке «Феномен Пруста» Дмитрий представляет три произведения, исследующие грани человеческой памяти. Фотография здесь перестает быть средством документирования и становится отражением неясных предчувствий, к которым прислушивается разум.

Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076.
Фотографии: Press Concept
