Города на Cosmoscow: Региональные галеристы — о ярмарке, арт-рынке и новой жизни
«Художники воспринимают свой город как мастерскую»
Текст: Ника Комарова
Для коллекционеров и любителей современного искусства ярмарка Cosmoscow — как летний музыкальный фестиваль для меломанов. Помимо хедлайнеров вроде Айдан Салаховой, :vtol: и Чтака (в этом году удостоен титула «Художник года»), здесь можно обнаружить множество пока что не очень дорогих, но самобытных молодых авторов со всей России. Географическое разнообразие — один из приятных сюрпризов лайнапа этого года: в ярмарке участвует более десяти нестоличных галерей, а все больше столичных делают выбор в пользу репрезентации художников из регионов. «Каждый год у нас все больше участников из других городов, — говорит Наталия Царева, руководитель отдела работы с галереями Cosmoscow, — отчасти это результат нашей осознанной политики последних лет, отчасти — свидетельство возросшего за эти годы уровня представляемых заявок. Раз появляются новые галереи, значит, некая динамика есть». «Большой Город» поговорил с основателями и сотрудниками галерей из Санкт-Петербурга, Калуги, Воронежа, Владивостока, Екатеринбурга и Москвы о моде на региональную аутентичность и о том, как себя ощущают галеристы, художники и коллекционеры за пределами столицы.
Галерея Х.Л.А.М., Воронеж
Алексей Горбунов
директор галереи
О деятельности галереи и ее художниках
— Галерею Х.Л.А.М. я основал в 2007 году. Хотелось увеличивать присутствие современного искусства в России и открывать новые имена. Художники, начавшие свой путь в галерее Х.Л.А.М. или активно в ней выставляющиеся — Иван Горшков, Арсений Жиляев, Кирилл Гаршин, Кирилл Савельев, Николай Алексеев и Илья Долгов — известны и востребованы. Деятельность галереи послужила толчком к проведению в Воронеже международного Платоновского фестиваля искусств, а в 2009 году в Х.Л.А.М. был учрежден Воронежский центр современного искусства, который десять лет успешно функционировал в области просвещения и создания в городе арт-сообщества. В 2018-м стенд нашей галереи был признан «Лучшим стендом Cosmoscow».
Можно сказать, что художники галереи поддерживают репутацию Воронежа как одного из российских центров современного искусства. В этом году на Cosmoscow будет представлено искусство Кирилла Савельева, Николая Алексеева и Михаила Добровольского — три наших художника достаточно разные, но их объединяет экзистенциальный взгляд на окружающую действительность. Взгляд, как нам кажется, очень честный, выразительный и актуальный.
О состоянии современного искусства в регионе
— Под состоянием современного искусства я всегда понимал и понимаю не состав и количество художников в каком-то определенном месте, не уровень искусства этих художников, а наличие людей, не художников (!), которым это новое искусство не просто нравится, а необходимо. И необходимо настолько, что они его покупают. С количеством таких людей во всей России, в общем, все стабильно: их практически нет.
В Воронеже пик интереса со стороны публики пришелся на первые годы работы галереи Х.Л.А.М. — 2008–2010 годы. Деятельность галереи и через год сформированного там ВЦСИ, исправно освещалась 12 газетами и тремя телеканалами, залы были полны. Но с 2012 года все пошло по нисходящей. На восьмой год нашей работы в Воронеже появился один коллекционер современного искусства, и то фрагментарно. Да, в Москве, а потом и в Петербурге работы наших художников покупались. Да, художники галереи делали карьеру. Да, Воронеж, в котором продолжают появляться частные инициативы, устойчиво находится на карте современного искусства России, но все эти обстоятельства в самом городе продолжают не работать.
Новые небольшие воронежские площадки современного искусства в день открытия могут заполняться. Но заполняются они из желания быть в модном месте или из скрытых амбиций начинающих художников. Никто не испытывает ни малейшей потребности стать коллекционером.
О мотивации продолжать заниматься современным искусством в России
— Еще совсем недавно я бы ответил, что мотивирует и вдохновляет потребность в свободе. А помогает продолжать заниматься всем этим радость от соприкосновения с неожиданным и парадоксальным искусством. Но сегодня самые разные ответы на этот вопрос представляются фальшивыми и неуместными.
Didi Gallery, Санкт-Петербург
Команда галереи
Реваз Жвания, Зарина Ахметзянова, Анжелика Урусова
О деятельности галереи и ее художниках
— Наша галерея существует с 2003 года. Изначально мы занимались только нонконформистским искусством Москвы и Ленинграда 50–80-х. В наших стенах выставлялись Тимур Новиков, Михаил Шварцман, Евгений Рухин, Леонид Пурыгин, Владимир Немухин и Оскар Рабин. Но в последние годы мы активно привлекаем к сотрудничеству молодых художников — Павла Плетнева, Владислава Муханова, Александра Браулова.
В галерее мы принципиально показываем стилистически разное искусство. В этом году наш проект на ярмарке строится вокруг размышлений об окружающем пространстве, фактурном контексте нашего ежедневного существования, взаимоотношениях человека и городской среды. По традиции, соединяя искусство ленинградского нонконформизма с современной петербургской арт-сценой, мы представляем трех художников — Евгения Михнова-Войтенко, которого называли «русским Поллоком», молодого петербургского автора со стрит-арт-бэкграундом Александра Кипсоне и белорусского керамиста Артема Максимова.
О состоянии современного искусства в регионе
— Петербург исторически был центром культурного притяжения. Здесь находятся два крупнейших университета — академии имени Репина и имени Штиглица. Раньше поступить было невероятно сложно, но это не помешало многим талантливым художникам со всего Союза учиться и творить именно здесь. Так продолжается и до сих пор — в какой-то момент, например, в городе оказалась так называемая «новая пермская волна» (пермские художники, переехавшие в Петербург после отъезда Гельмана) и многие другие таланты, в том числе галерейные художники (Павел Плетнев, Артем Максимов). Поэтому локальный контекст Петербурга — это территория встречи и взаимодействия творцов с самым разным бэкграундом.
Еще одной особенностью, к сожалению, является слабый и нестабильный арт-рынок. Он влияет на количество и качество проектов, возможности художников работать над масштабными идеями и воплощать их в жизнь — но одновременно и освобождает в творческом плане. Поэтому петербургское искусство часто бывает диким, экспериментальным, неприлизанным: вспомните арт-группы «Север-7» или Parazit.
Да, по сравнению с Москвой у нас на порядок меньше галерей, нет крупных институций современного искусства и фондов. Но тем не менее петербургским художникам и галереям удается сохранять ведущие позиции и быть востребованными. Регионам очень нужны деньги и внимание больших институций. Если говорить конкретно о ярмарках современного искусства, давайте обратим внимание на АКИ (Агентство креативных индустрий), которое спонсирует участие московских галерей в секции Created in Moscow на Cosmoscow. Коллеги, вы уверены, что в этом случае именно москвичам нужна поддержка?
Как события этого года отразились на деятельности галереи
— Мы стараемся продолжать нашу работу и находим в ней спасение. Ответственность за художников и зрителей отрезвляет. Но есть внутреннее ощущение, что наши проекты должны давать какие-то прямые ответы на происходящие события, оказывать моральную поддержку. Так или иначе говорить: «Мы с вами». В целом, сложно сказать, что мы пытаемся адаптироваться под текущее положение дел. Скорее, мы стараемся сохранить себя. Случились изменения в выставочном плане, упали продажи. Но за 20 лет работы галерея переживала разные времена, поэтому мы подходим к вопросу философски: живы будем — не помрем. Наша специализация на неофициальном искусстве 50–80-х годов напоминает нам о том, что искусство способно все пережить. Если посетитель ярмарки обратил внимание на работы наших художников, значит, он чувствует время так же, как и мы.
Галерея «Арка», Владивосток
Ольга Ефимченко
искусствовед, арт-менеджер галереи
О деятельности галереи и ее художниках
— Галерея «Арка», первая частная галерея Владивостока, была основана в 1995 году Верой и Сергеем Глазковыми. Как известно, долгие годы Владивосток был закрытой территорией и слишком отдаленной, чтобы говорить о параллелях столичным и мировым художественным процессам. Но внутренняя жизнь творческих кругов была активной и интересной. Художники изучали историю искусства по запретным журналам или, например, как Федор Морозов, по маркам; уходили в различные направления неформального искусства с дальневосточным акцентом. Контрастное открытие границ (как города, так и страны в целом) произвели сильнейшее впечатление на художественную жизнь Приморья. Так что к моменту появления галереи в городе был накоплен значительный потенциал в области современного искусства.
На наш взгляд, представленные на стенде художники — Александр Киряхно и Маша Ламзина — превосходно репрезентуют дух Владивостока и органично выступают дуэтом, демонстрируя закономерную преемственность поколений приморских артистов. Через работы Киряхно, представителя поколения зрелых дальневосточных авангардистов, транслируется образ городского отшельника, жителя локального Арбата, в то время как более молодое искусство Ламзиной говорит с нами языком приморских леса и деревни.
О состоянии современного искусства в регионе
— Сегодня Владивосток — город кипящей энергии, однако авантюрность его характера имеет и свои недостатки: инициативы временны, а аудитория флюидна. Хочется отдельно отметить несколько институций — функционировавшую с 2015 по 2019 год самообразовательную инициативу ВШСИ (Владивостокская школа современного искусства), ЦСИ «Заря», Владивостокскую международную биеннале визуальных искусств. Но, как мы отметили выше, их деятельность крайне непостоянна и сильно зависит от ресурсов курирующих энтузиастов. В сложившейся ситуации художники избирают политику независимого существования, курсируя от проекта к проекту.
Возможность проявить себя на российской сцене нам предоставляется нечасто в силу географической удаленности. Радует, что благодаря ярмаркам, арт-резиденциям и онлайн-галереям многие молодые художники имеют возможность самопродвигаться на глобальном рынке, однако в целом поддерживать интерес к периферийному искусству в России приходится самому периферийному искусству.
Самым действенным способом повышения интереса к регионам, на наш взгляд, является культурный обмен. Наибольший всплеск интереса к Владивостоку был прикован, когда функционировали арт-резиденция «Заря» и Владивостокская школа современного искусства — город посещали такие арт-десант-проекты, как «Немосква» и сотрудники архива музея «Гараж». Местная художественная среда очень благодарно реагирует на такого рода инициативы.
Pro Art’s Gallery, Калуга
Мария Майорова
основательница галереи
О деятельности галереи и ее художниках
— Пространство актуального искусства Pro Art’s открылось в Калуге в 2018 году благодаря союзу Марии и Алексея Майоровых с известным меценатом и бизнесменом Леонидом Мееровичем. Это первая и пока единственная независимая арт-институция, которая занимается развитием и популяризацией современного искусства в регионе. Специально для проекта был выкуплен старинный трехэтажный особняк конца XVIII века — бывший дом купца Ракова, который находится в самом центре города. Помимо галереи, здесь функционируют театральная лаборатория и библиотека.
Команда Pro Art’s выступает инициатором и организатором двух крупных городских фестивалей — Всероссийского фестиваля современного искусства MOST и театрального фестиваля «Поехали!». В наших планах создание школы современного искусства для подростков.
Галерея работает с авторами из разных городов России. Калуга представлена всего двумя именами — это Алексей Васильев и Юлия Агеносова. Есть еще хорошо известный Владимир Марин, но он давно и успешно сотрудничает с другой московской галереей, однако часто участвует в некоммерческих проектах и фестивалях нашей институции. В настоящее время только эти три художника из Калуги работают в поле современного искусства на высоком уровне.
В этом году на ярмарке мы представим новый персональный проект художника галереи Виктора Пономаренко, который живет и работает в Анапе и Москве. На протяжении нескольких лет Виктор в своем творчестве рассуждает о космосе, задаваясь вопросами, которые волнуют не только калужан, но и все человечество.
О состоянии современного искусства в регионе
— Калугу называют колыбелью космонавтики. К сожалению, город так и остался «колыбелью — после того как здесь случился Циолковский, больше никаких космических достижений и не было. Возможно, если бы этот импульс получил развитие, то и локальное искусство могло бы иметь более специфический характер. Местные художники воспринимают свой город скорее как мастерскую, где они создают искусство, прекрасно осознавая, что основной арт-рынок и более лояльная и способная к критике аудитория сосредоточена в Москве и других крупных городах.
За четыре года работы нам удалось сформировать вокруг себя активное арт-сообщество. Чувствуем себя локомотивом, который разгоняет состав, но ему не всегда хватает тяги. К сожалению, изменения происходят не так быстро, как хотелось бы, поэтому арт-рынок еще очень узок и продажи галереи в основном приходятся на другие регионы и страны. Два года назад мы провели большой фестиваль современного искусства MOST. Он стал значимым событием федерального масштаба, которое посетило более 10 тысяч человек. Статистика показала, что 50 % зрителей фестиваля — из Москвы, 30 % — из других регионов, и только 20 % — из Калуги. Эти цифры дают довольно четкое представление о состоянии дел в регионе.
Департамент Москвы предоставляет гранты только галереям с московской пропиской. Региональным проектам и художникам очень не хватает внимания со стороны ведущих игроков арт-сцены, а также федеральных СМИ. Как часто говорят: «Нет пророка в своем отечестве». С коллегами из других городов мы уже думаем об учреждении ассоциации арт-институций России, которая бы представляла интересы регионального искусства, помогала продвигать и подсвечивать его в глобальном контексте.
Как события этого года отразились на деятельности галереи
— События этого года затронули абсолютно все сферы нашей жизни, и творчество художников не исключение. После 24 февраля мы получили большое количество отказов от участия в выставках. Причины разные, мы, безусловно, принимаем и уважаем основания каждого. Наш годовой выставочный план рухнул. Все крупные проекты, над которыми мы долго работали, ушли в стол на неопределенный срок. В новой реальности наша задача сейчас состоит в сохранении потенциала команды и пула художников, взаимной поддержке и конструировании будущего.
Не думаю, что настроения пока могут быть позитивными, но мы стараемся находить внутри себя ресурсы, чтобы продолжать работать. Деятели культуры, как, например, врачи или психотерапевты, всегда должны держать себя в тонусе и быть готовыми оказать помощь. Мы должны сохранять островок безопасности для нашей аудитории, транслировать свет и надежду.
Ural Vision Gallery, Екатеринбург
Алла и Виктор Лощенко
владельцы галереи
О деятельности галереи и ее художниках
— В этом году Ural Vision Gallery празднует десятилетие со дня своего основания. В 2012 году UVG была первой частной галереей с фокусом на contemporary art в Екатеринбурге. Перед нами сразу стояли амбициозные задачи. Уже в первые два года работы мы показали групповые и персональные проекты топовых российских художников, включая Григория Майофиса, Олега Доу, Ольги Тобрелутс, приняли участие в ярмарках Art Paris, Art Bologna, Vienna Art Fair. Локальная арт-сцена всегда остается одним из направлений, за которым мы с интересом наблюдаем. Иногда из этого процесса рождается плодотворное сотрудничество. Так сложилось с участником стенда Cosmoscow 2022 Осипом Тоффом. Но деятельность UVG направлена на создание условий для работы российских художников не только на территории Уральского региона, но и в Европе. С 2015 по 2019 год активно осуществлял проекты филиал галереи в Будапеште, где располагались арт-резиденция и выставочное пространство. Несмотря на сложную ситуацию в стране и мире, мы планируем и дальше налаживать международные контакты — скоро на улице Зальцгрис в Вене появится наше новое выставочное пространство.
В этом году наш стенд на Cosmoscow представит диалог двух художников: вышеупомянутого Осипа Тоффа и Людмилы Барониной. Осип Тофф — псевдоним творческого дуэта Никиты Балтинских и Александры Грачевой из Екатеринбурга. Людмила Баронина живет и работает в Москве, но долгое время была связана с краснодарской арт-сценой. Это авторы одного поколения, которых объединяет интерес к интерпретации и построению современной мифологии. С одной стороны, они наследуют традицию российского концептуализма, который, как известно, был литературоцентричным, а с другой — активно работают с визуальным языком массовой культуры.
О состоянии современного искусства в регионе
— Екатеринбургу повезло с институциями, проектами и фестивалями в сфере современного искусства, нередко возникающими по инициативе частных лиц. Эти люди не только создали почву для развития арт-сцены, но и подготовили зрителя. У галереи за десятилетие работы также сформировалась своя аудитория посетителей выставок и покупателей искусства. Относительно крупных продаж можно выделить две главные категории спроса — искусство в интерьер и коллекцию. В последние годы в Екатеринбурге наметился тренд на покупку доступного искусства (тиражные работы, графика, небольшие объекты), которое могут себе позволить молодые коллекционеры. Хотя, конечно, каждый проект, выставка или ярмарка расширяет круг клиентов.
Сегодня мы наблюдаем успешное сотрудничество художников из Екатеринбурга и Урала в целом с московскими коллегами. Но не менее важно, что и авторы, работающие в Москве, Санкт-Петербурге и других точках России и Европы, никогда не отказывались от участия в проектах UVG в Екатеринбурге. Современный художественный процесс является общим для всех. Поэтому уральское искусство на выставках галереи присутствует как элемент общероссийского контекста. Этого правила мы придерживаемся и на стенде Cosmoscow.
Artwin Gallery, Москва
Представляет на Cosmoscow нескольких немосковских художников — Radya (Екатеринбург), Анну Титову (Свердловская область), Артема Филатова (Нижний Новгород), Диму Ребуса (Набережные Челны)
Мариана Губер-Гогова
основательница галереи
О сотрудничестве с художниками из регионов
— Не могу сказать, что есть определенная точка отсчета, когда мы сели и решили, что открываем новую страницу началом сотрудничества с региональными художниками. Это сложилось естественным образом и в том числе было связано с деятельностью нашего фонда. В один момент мы поняли, что галерея проделывает большую некоммерческую работу по развитию художников, причем не только в центральных городах, но и в регионах. И в 2016 году мы основали фонд Gogova Foundation в Карачаево-Черкессии, который как раз фокусируется на развитии современного искусства за пределами больших городов и нацелен на привлечение внимания к родной для меня республике. Параллельно с этим деятельность галереи тоже сконцентрировалась на знакомстве с региональными авторами. Мы начали исследования в этом направлении и стали открывать новые имена. Именно в регионах этот процесс наиболее увлекательный, потому что инфраструктура не так хорошо развита и большим талантам не хватает внимания.
В мире сейчас есть тенденция находить, открывать, обнаруживать новые лица и неожиданные направления в искусстве за пределами привычных для нас центров. И Россия в этом смысле не исключение. Мне кажется, что наша страна может похвастаться огромным многообразием и самобытностью, аутентичностью различных регионов. Мне очень нравится, как развивается интерес к внутренней культуре страны и к искусству в целом — не только к современному. Я вижу это и по тому, как развивается мой родной регион, по росту потока туристов и по тому, как восторженно они воспринимают взаимодействие с местной культурой. Не стоит забывать про сегодняшний тренд — рукотворное, ремесленное творчество. С ним у нас в стране тоже дела обстоят позитивно. Это, конечно, правда жизни — к сожалению, региональные художники представлены всегда слабее, нежели их коллеги, базирующиеся в центрах. С этим, безусловно, надо работать. Главное, что есть интерес, спрос и признание.
Как события этого года отразились на деятельности галереи
— Мне кажется, что мир в целом стал очень динамичным. Контекст меняется и в положительном, и в негативном направлении — для кого как. Я считаю, что нам нужно привыкать жить в быстро меняющемся, динамичном формате, подстраиваться под новые реалии, любить мир, нести в него добро, красоту, любовь к ближнему. На самом деле это универсальные понятия и универсальные ценности, и никакие события на наше видение как галереи не повлияют — ни пандемия, ни что-либо другое. Мы всегда своей целью видели поддержку талантов, всегда были избирательны в том, с кем работаем. И мы по-прежнему верим в то, что они уникальные, недооцененные, очень перспективные художники. В любых условиях мы сделаем все, чтобы их поддерживать, продвигать, открывать миру.
10-я ежегодная ярмарка Cosmoscow пройдет с 15 по 17 сентября в Гостином дворе (Москва).
Фотографии: обложка, 2 — Didi Gallery, 1 — Х.Л.А.М., 3 — Вероника Стахеева/«Арка», 4 — Pro Art’s Gallery, 5 — Ural Vision Gallery, 6 — Artwin Gallery