Медиаискусство продолжает расширять свои границы. Примером «экспансии» стала ярмарка Cosmoscow. В этом году организаторы впервые представили постоянную digital-секцию. «Большой Город» поговорил с участниками стенда галереи цифрового искусства Generative Gallery о ярмарке, digital-арте и технологиях.

Автор: Паша Яблонский

О Cosmoscow и работах

На стенде Generative Gallery были представлены работы пяти художников: Орхана Мамедова, ::vtol::, Яoma Bantik, Stain и Radugadesign. Организаторы показали интерактивные инсталляции, алгоритмические и генеративные работы, отражающие различные тенденции развития технологичного искусства.

Анна Смирнова, куратор Generative Gallery: «Нам лично интересно следить за творчеством каждого художника, который был представлен на нашем стенде. Поэтому мы рады сотрудничать и способствовать их развитию. Например, инсталляцию Дмитрия ::vtol:: Морозова iPot мы делали совместно. Дмитрий разработал концепцию и создал инсталляцию, а мы помогли ее спродюсировать и продумали NFT-позиционирование».

Инсталляция iPot медиахудожника ::vtol:: — это машина для автоматизированной чайной церемонии. Каждый час зрители принимали участие в перформансе — технологическом чаепитии. Роботизированный механизм помещал шарики китайского чая в емкость с горячей водой. Они раскрывались, а их движение отслеживалось камерой и превращалось в уникальную абстрактную анимацию со звуковым сопровождением. Видео, созданные во время каждого чаепития, стали частью NFT-коллекции – первой для художника.

Студия Stain представила инсталляцию из серии работ «Рассеивание». Она была создана с использованием авторского алгоритма, который в произвольном порядке управляет светодиодами.

Сергей Титов, медиахудожник и сооснователь студии Stain: «В работе можно проследить ассоциацию с множествами, которыми движут какие-то невидимые силы. Под их влиянием меняется структура и орнамент. Кажется, в этом году как никогда актуальна тема рассеивания множеств, которые перегруппировываются, делятся на элементы. Многие это ощущают, и для меня это близко».

Орхан Мамедов, медиахудожник из Азербайджана, представил инсталляцию Carpet Diem. Она построена на авторском алгоритме, основанном на фрактале ковер Серпинского.

Орхан Мамедов, медиахудожник: «Дизайн ковра, его паттерны, узоры — это всегда было частью привычного нам интерьера. На постсоветской территории ковер был в каждом доме, висел на стене или лежал на полу. Мне интересно исследовать и переосмыслять это культурное наследие».

В серии работ Bloemstilleven 12 студии Radugadesign натюрморты рубежа XVI-XVII веков предстают в виде обширного массива данных, обработанного с помощью алгоритмов машинного обучения. Обращаясь к голландскому и фламандскому натюрморту сегодня, Radugadesign впускает в классические живописные образы искусственный интеллект, который усложняет исходный смысловой код.

Работы Bloemstilleven 12 представлены в интерактивном формате и буквально живут вместе со зрителем: расцветают в его присутствии и увядают в одиночестве.

ИИ, NFT и phygital

На стенде большинство произведений было представлено в phygital-формате: работы сочетали в себе физический носитель, и цифровую сущность. Сегодня phygital-направление активно развивается и распространяется, так как позволяет вынести цифровое искусство за границы экранов персональных компьютеров, в офлайн. Это дает зрителю возможность получить опыт взаимодействия с технологическим искусством.

Иван Нефедкин, Radugadesign: «Смешанный формат все больше проявляется в культуре в целом. Каждый из нас постоянно находится в phygital, даже используя свой смартфон — физический объект с цифровой связью и digital-экраном. Мы живем в реальном мире и интересуемся цифровым, а мостик между ними — и есть phygital».

Вместе с цифровизацией культуры в нашу жизнь пришли новые темы и контексты, для работы с которыми нужны современные инструменты. Раньше у художника были холст, масло, глина, мрамор. Сегодня к материалам добавились цифровые сущности: программы, нейросети и весь арсенал новых медиа. Поэтому работы получаются созвучны языку времени, полного технологий.

Орхан Мамедов: «В большинстве своих работ я не создаю окончательный результат, я создаю систему. Мы с командой пишем код, который генерирует узоры, изображения и анимацию. Это мои кисти и краски».

Искусственный интеллект стал еще одним инструментом для художников. Он позволил расширить границы и снять барьеры.

Иван Нефедкин, Radugadesign: «Представьте, что у каждого человека есть все возможности. А ограничение — только воображение создателя, а не скиллы в компьютерной графике».

Сергей Титов, Stain: «Понимание произведения, концепция и идея важнее, чем технология и способ воплощения искусства, будь это ИИ, человек или их сотворчество».

Благодаря NFT digital-арт вся индустрия креаторов сделали большой шаг к формированию арт-рынка. Токены позволили верифицировать подлинность цифровых произведений искусства. Теперь работы можно быстро и удобно покупать и продавать.

Иван Нефедкин, Radugadesign: «NFT — элемент пазла, который позволил сложиться рынку цифрового искусства, которого до этого фактически не существовало».

Сегодня часто можно услышать о возникновении нового направления — «NFT-арт». Такой ярлык присваивают цифровому искусству, которое монетизируется с помощью токенов. Однако эксперты Generative Gallery уверены, что NFT — это лишь технология, инструмент для продажи digital-арта.

Можно сказать, что цифровое искусство — это территория для работы художника. А технологические инструменты — возможности для изменения этого пространства.

Сергей Титов, Stain: «Медиаискусство стоит воспринимать как способ создания новых сред обитания. Человек всегда пространственно ориентирован: мы сидим в комнате, работаем в офисе, гуляем в парке. Пространство — наша жизненная среда, которая влияет на наши ощущения и поведение: мы ведем себя так, как позволяет нам место. Благодаря digital-технологиям (например, метавселенным), у человека есть возможность открывать для себя новые, ранее неизвестные пространства».

Роль кураторов и будущее digital-арта

С появлением и распространением NFT на цифровое искусство обратили внимание аукционные дома и галереи.

Анна Смирнова, Generative Gallery: «Роль куратора в digital-арте, конечно, важна, как и в традиционном искусстве. Куратор помогает реализовывать идеи, подсвечивает дополнительные смыслы в работе, проводит отбор художников, который является своеобразной сертификацией качества произведений. За последние несколько лет сфера цифрового искусства стала очень популярной и привлекла большое количество креаторов. Поэтому рынку нужны профессионалы, которые смогут найти стоящих и интересных художников — и связать их со зрителем».

Орхан Мамедов: «Все говорят, что digital-арт децентрализован. Но я считаю, что должны быть кураторы, галереи, которые специализируются на медиаискусстве: создают выставки, курируют платформы, отбирают художников, взаимодействуют с институциями и коллекционерами. Покупателям нужен эксперт, которому бы они доверились».

Уже очевидно, что даже после спада ажиотажа на NFT цифровое искусство продолжает развиваться, находить новые инструменты и масштабироваться. Мотивацией покупателей становится не только инвестирование, но и коллекционирование произведений нового современного искусства.

Иван Нефедкин, Radugadesign: «Все только начинается. Мы пришли к этапу поиска художественной ценности в работах, как это было раньше, когда целью было создание цифрового искусства, а не заработок на NFT. Помимо устоявшихся авторов появляются перспективные молодые дизайнеры и художники. Рынок действительно зарождается и получает все больше внимания от коллекционеров и институций. После бума популярности начинают налаживаться фундаментальные процессы, исчезает все лишнее, и остаются только по-настоящему ценные проекты».

Чтобы цифровое искусство развивалось, необходимы площадки, которых сегодня немного. Но они появляются. Например, в российских городах продолжают набирать популярность и привлекать новую публику фестивали медиаискусства: Intervals в Нижнем Новгороде и NUR в Казани.

Анна Смирнова, Generative Gallery: «Сейчас мы занимаемся тем, чтобы люди в Москве, в регионах, в мире могли соприкоснуться с цифровым искусством в разных форматах: выставки digital- и паблик-арта, иммерсивные перформансы. Мы видим в этом будущее, поэтому готовы способствовать развитию медиаискусства».

Фотографии: обложка, 2, 3 — Generative Gallery, 1 — Cosmoscow