Муралы — один из видов монументальной живописи. Муралы располагают в центрах городов — чтобы создать новый контекст места, и на окраинах — разнообразить серый ряд панелек. Городские муралы часто появляются во время фестивалей, в России есть несколько популярных, например Stenograffia, Urban Morphogenesis, «Место».

Автор: Катя Полонская

Мы поговорили с художницам-муралистками из Москвы и Екатеринбурга о том, как они стали заниматься росписью стен, как развивался их стиль, как пишутся драпировки на шесть этажей и ищутся сюжеты для росписи. А еще попросили показать некоторых любимых художников.

Наташа Денисова

муралистка из Москвы


Старт

Я училась на художника с пяти лет. В детстве жила с дядей, и он, сколько я себя помню, рисовал граффити. Это был конец 90-х — начало 2000-х, я росла в этой культуре. Потом дядя стал брать меня с собой. Я воспринимала это как развлечение, а всерьез училась в художественной школе и потом в институте — во ВГИКе.

В курилке института я нарисовала граффити с Дзигой Вертовым — кадр из «Человека с киноаппаратом». Тогда рисовала одну работу в год, не находилась в тусовке и не знала других художников. В 2018 году оканчивала худфак, и нужно было решить, как дальше развиваться. Я как-то интуитивно стала больше рисовать на улице. В 2018-м впервые пошла на организованный покрас и попала в тусовку.

Уличные фестивали

— В 2019 году я попала ассистентом на большой фестиваль Urban Morphogenesis. Там увидела, как работают большие звезды, и подумала, как невероятно круто ездить по миру и рисовать авторские фасады — захотелось также.

Там был Весод — один из моих любимых уличных художников. Я знала, что он работает без ассистентов. Но выдался свободный день, я решила подойти и предложить свою помощь. И оказалось, что ему правда нужна помощь. Он не знал, что среди ассистентов есть художники-живописцы, потому что в основном там бомберы, которые работают со шрифтами. А у него сложные живописные работы. И за полчаса я стала ассистентом, на мой взгляд, лучшего художника мира. Он не успевал доделать работу, и я доделывала часть его 20-этажного фасада. В 2022 году Весод приезжал на этот же фестиваль и спрашивал у организаторов: «Есть та девочка, которая мне помогала?» Я бы с удовольствием помогла ему еще раз, но уже делала свой фасад. Считаю ассистентство классной опцией для своего же развития — крутому художнику ассистировать всегда рада.

Чтобы меня заметили, старалась делать интересные работы, потихоньку собирала портфолио. Потом чекала разные фестивали — так прошла на Stenograffia в Екатеринбурге. Со мной связались организаторы, и около месяца мы готовили мою стену. Ребята спрашивали, какую мне хочется поверхность — размер, этажность. У них есть своя городская база поверхностей, из них я и выбирала. Дальше я придумывала макет, а ребята утверждали с администрацией города и архитекторами.

Когда в 2019 году я поняла, чего хочу, написала себе план. Тогда я была ноунеймом, и нужно было пройти большой путь, чтобы стать узнаваемым художником. План такой: сначала подаю заявку на крутой фест — уже молодец. Следующий год — начинаю участвовать в фестивалях. Потом участвую во многих фестивалях. Потом подаю заявки на зарубежные фесты.

Летом 2022 года я должна была подать 20 заявок по всему миру. Но после февраля упала духом. Это первое лето, когда я не подала ни одной заявки. Но меня пригласили на резиденции и фестивали в России, потому что уже знали. Следующим летом я все-таки подам заявки на мировые фестивали — есть в этом смысл или нет. Для меня сейчас такой этап, что просто подать заявку — уже очень круто.

Как придумала «правило мужика» и написала драпировку на шесть этажей

— Я работаю либо с автовышки, либо с подъемника — если очень высокий этаж. Когда рисуешь на самых высоких этажах, тревожно и неудобно. Мы всегда работаем со страховкой — ремни, тросы. Они закреплены на крыше. И когда ты очень высоко, ремни и тросы сильно натянуты, это ограничивает движение.

Был случай, когда мы с другом должны были делать работу на 20-этажном фасаде. Мы решили переносить эскиз с помощью проектора, а это возможно только ночью. Когда мы поднялись на самый верх, из подъемника вылетел большой кабель, который давал электричество и благодаря которому мы двигались. Мы остались на этом подъемнике на 20-м этаже ночью в Одинцове. Надо было как-то спускаться вниз. Вспомнили, что можно спуститься механически. Нужно найти какой-то страшный ржавый рычаг с каждой стороны, разойтись и одновременно тянуть с одинаковой силой эти рычаги. Если тянуть с разной силой — подъемник перекосит, а это страшно. В общем, мы поседели на полголовы, но спустились.

Поэтому по правилам безопасности на высоких этажах вас должно быть минимум двое. Я для себя определила, что могу спокойно рисовать до десятого этажа. Но выше десятого этажа рядом со мной для подстраховки должен сидеть мужчина — такое «правило мужика».

В России макет на стену чаще всего переносят с помощью проектора. Я переношу по символам. По всей стене рисую всякие закорючки: слова, знаки, цветочки. Потом, когда получается кривая сетка из знаков, фотографирую ее на телефон, сверху полупрозрачным слоем накладываю макет, переношу рисунок. Еще есть способ переноса по идеальной сетке — им чаще пользуются фотореалисты, которым важен каждый миллиметр.

Недавно я рисовала на стене 14-этажки и очень часто спускалась вниз. Минут ять поднималась на подъемнике, потом десять минут рисовала, опять спускалась и смотрела. На последней работе у меня огромное полотно ткани. Я стояла перед ней и видела просто синий, а чтобы слепить складку ткани — нужно сделать растяжку на шесть этажей. И приходилось по 100 раз переделывать. Более опытные ребята спускаются реже, конечно.

Работа «Куда идешь»

«Куда идешь, Господи?» — спросил апостол Петр Иисуса, когда апостол во время гонений христиан покидал Рим. Иисус ответил: «За то, что ты оставил мой народ, я иду в Рим на второе распятие». После Петр вернулся назад в Рим, его распяли с остальными христианами.

Работа читается снизу вверх. Красной линией через весь фасад проходит образ граната — символ постепенно раскрывающегося навстречу Мессии сердце человека. Внизу работы сердце закрыто, но после того, как человек протягивает себе руку поддержки и решает выйти на свой путь, его сердце начинает постепенно раскрываться. Ткани, закрывающие большую часть фасада, символизируют, что по большей части наш путь сокрыт и мы можем только предполагать, что ждет нас в будущем. Лестницы в нижней части фасада — этап поиска, сомнений и экспериментов. Горы в верхней части — этап, когда человек нашел предназначение и вышел на прямую дорогу в гору, которая приближает его к самому себе.

Иконографическая рука в самом верху работы — это рука Бога, благословляющая человека на выполнение его предназначения. Как и большая часть работы, рука частично прикрыта тканью: мы можем только угадывать, верно ли определили свою миссию.

Любимые художники

Весод* — гениальный художник из Италии, делает сложные сюрреалистические работы с пространством. Ему я ассистировала в 2019 году.

Рустам Кубик* — казанский художник, работает с фасадами по всему миру, делает глубокие рефлексивные работы с невероятной фантазией.

Марат Данильян* — большой живописец, делает коллажи, фантастически работает с цветом и композицией.

Вова Абих* — концептуальный стрит-арт-художник, делает сложные смысловые работы, часто работает с текстом.

Никита Номерз* — художник из Нижнего Новгорода, основал фестиваль уличного искусства «Место», который любят многие художники России.

Наташа Пастухова

муралистка из Екатеринбурга


Как начала заниматься муралами

— Я училась на промышленного дизайнера в архитектурной академии в Екатеринбурге. На первом курсе меня и подругу захантила девочка на курс старше — на волонтерство при центре современного искусства. И мы радостно участвовали во всех мероприятиях.

А летом центр современного искусства придумал фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга»: город был строящимся и полным длинных заборов. Идея кураторов состояла в том, чтобы отправить галерейных художников в общественные пространства. Я была в команде волонтеров, реализующих этот проект, параллельно подала заявку и прошла в художники.

Так начался мой путь в паблик-арте. Но параллельно я делала и другие вещи. Десять лет я развивала свой бренд Hello Pepe — занималась принтованным трикотажем — футболки, свитшоты, сумки. За эти десять лет я нарисовала около 100 принтов. У нас был лозунг «100 % хлопок, 100 % Урал», наши вещи везли друзьям как сувенир.

Потом я постепенно отошла от этого дела. Последнее время стала заниматься большими стенами. На самом деле я рисовала все это время, просто не так интенсивно, в своем темпе. Были инсталляции, росписи — разные виды паблик-арта и немного стрит-арта.

Уличные фестивали

Я называю свою модель поведения «тактикой яйцеклетки» — когда ты классный и занимаешься тем, что тебе интересно, тебя находят и приглашают в крутые проекты. Для меня эта тактика рабочая. Я только пару раз писала заявки на резиденции, и они не приносили результата. Но мои работы уже знали и просто приглашали в проекты и на фестивали.

Мы много ездили с фестивалем Stenograffia. Благодаря им я оказалась в самых разных отдаленных местах — на мысе Каменный на полуострове Ямал, в Ноябрьске, Ясном. С другими проектами я побывала в Альметьевске, Сатке, Новотроицке, Академгородке и Анадыре — очень люблю открывать для себя новые места на карте страны.

Сейчас я плотно работаю с Чукоткой — как художник и куратор. Два года по приглашению правительства округа езжу туда рисовать. Когда мне предложили сразу два мурала, подумала, что для меня одной это слишком рискованно, и позвала друга на помощь. В итоге мы с ним нарисовали четыре мурала и подумали, что хотели бы пригласить больше художников. И предложили эту идею организаторам. В этом году мы уже приезжали как кураторы — помогли выбранным художникам сделать их муралы. Получилось 16 стен в разных городах округа.

Я хорошо себя чувствую до пятого этажа и на хорошем оборудовании. Мой любимый формат — тот, до которого я могу дотянуться на высокой лестнице — два-три этажа. А выше пяти этажей — как будто уже не мой масштаб, трудоемко и визуально не близко. В моем портфолио есть две девятиэтажки, я люблю эти работы, было интересно попробовать их сделать, но такой формат меня больше не манит.

Эскиз всегда готовлю для конкретного места, заранее ничего не придумываю. Я работаю с контекстом окружения, пытаюсь понять, какая мифология вокруг места. При переносе эскиза мне больше всего нравится работать с проектором — долго отстраиваешь свет и потом быстро переносишь эскиз на стену. Но такой вариант не всегда удобен. В этом году мы рисовали в Анадыре — был полярный день, солнце не садилось совсем — получилось перенести эскиз только при облачности.

Мне кажется, что чем дольше я рисую, тем открытее и проще мои цвета. Образность становится сложнее, а форма проще. От базы классического художественного образования отхожу все дальше. Мой стиль — подвижная история. Ничего лучше, чем рисовать, рисовать и наблюдать за тем, что радует, я не придумала. Из именитых художников мне очень нравились Рой Лихтенштейн и Кит Харинг. Их графика и сюжеты лично мне визуально ближе и интереснее.

Гигантские коты

Эту работу я сделала летом 2019 года на фестивале Stenograffia. Домик расположен на главной улице в самом центре Екатеринбурга, но в уединенном дворе. Тут тихо и спокойно — как во дворе дома у бабушки в летние каникулы. И я заселила этот двор гигантскими котами, которые живут в высокой траве и занимаются своими кошачьими делами — созерцают жизнь и разрушают созданное.

Любимые художники

ZEBU* — люблю за работу с цветом и формой, безумно обрадовалась, когда фестиваль Stenograffia привез их в Екатеринбург — теперь у нас есть их стенка.

Марат Данильян* — филигранно собирает свои работы из фрагментов — хочется сказать — воспоминаний и эмоций. И такой мощный рисовальщик. Мне кажется, это должно вызывать восхищение у всех.

Escif* — этого автора люблю за сдержанный стиль и точность социальных высказываний.

Fikos* — с его работами я познакомилась в Альметьевске — этот город стал собранием муралов крутых художников. Он совмещает традиционные христианские сюжеты с греческими мифами.

Камилла Фальсини* — очень люблю за энергию цвета. Она использует открытые, напористые цвета и заряжает все пространство вокруг своих работ.

* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

Фотографии: обложка, 3, 4, 5 — Urban Morphogenesis*, 1, 2 — Наташа Денисова*, 6, 7, 8 — Наташа Пастухова*, 9, 10, 11 — Stenograffia*