Медиаинсталляции и старообрядчество: Что смотреть на выставке Московской Арт Премии
В «Зарядье» до середины марта
В Медиацентре парка «Зарядье» проходит выставка номинантов Третьей Московской Арт Премии — большая экспозиция, посвященная столице — в самых разных проявлениях. Главное отличие выставки от прошлогодних — на площадке представлено не только изобразительное искусство, но и проекты музыкантов, писателей, деятелей театра и кино. «Большой Город» рассказывает, на какие работы стоит обратить внимание.
Экспозиция в «Зарядье» открыта до середины марта.
Автор: Лида Кравченко
Иван Лыкошкин
директор премии
— В этом году можно уверенно отметить масштабность тем и высказываний, глобальный подход, присущий работам номинантов. Художники, в том числе и театральные, передали это через образность фантастических московских высоток, переосмысленных образов эпохи Возрождения, обращение к историческим и метафизическим темам. В литературе это масштабные дистопии Дмитрия Данилова и Александра Пелевина. Это утопические фантазии о супергероях и космическом мироустройстве в номинации «Театр» от «Мастерской Брусникина», победа над страхом в спектаклях театра «Шалом». Очевидно, что непростой год и непростое время подтолкнули авторов к серьезному разговору: здесь гораздо меньше привычной в последние годы постиронии, гораздо больше метамодерна и нового историзма — это очень хорошо видно на примере экспозиции в Подземном музее.
Радует, что премия привлекла интерес молодых и даже совсем молодых авторов. Яркий пример — третий приз в номинации «Изобразительное искусство и архитектура»: Анна Сладкова, буквально порвавшая своими работами ярмарку молодого совриска Blazar в Музее Москвы. Вот уже второй раз обладателем Гран-при, по мнению экспертов, становятся архитектурные проекты — это тоже тенденция, легитимное возвращение архитектуры в пространство совриска. Но главное — премия не теряет позиций и по-прежнему привлекает интерес авторов: общее количество поданных заявок не снижается, а в некоторых номинациях растет по сравнению с прошлыми годами.
«Лето 2022»
Игорь и Екатерина Пестовы
Победители в категории «Изобразительное искусство» Игорь и Екатерина Пестовы создали серию From America With Love, исследующую разного рода карго-культы и колониальное мышление. Как и в других своих работах, Пестовы продолжают говорить о том, как товары обыденного потребления влияют на эстетику и образ мышления людей, наделяя яркие обертки более глубоким смыслом, чем просто маркетинговый инструмент.
«Уходящая натура. 1900»
Анна Сладкова
Художница Анна Сладкова начала свой цикл работ о дореволюционной столице еще студенткой, вдохновляясь книгой Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Сладкова воссоздает описанные там события, опираясь на сюжет сборника, и при этом показывает знакомые всем места, у которых сейчас совсем другой облик — Зарядье, Хитровка, Покровский бульвар. В серии «Уходящая натура» разрушенные сегодня и перестроенные старые московские дома живут полной жизнью, напоминая, что когда-то они были полноценными участниками городского пространства.
«Утро»
Юлия Малинина
В своей работе «Утро» из серии «Воспоминания о будущем» Юлия Малинина показывает один из основных корпусов известной пивоваренной компании, помещая современную функциональную архитектуру в идеалистический лаконичный пейзаж. В рамках цикла художница вступает в диалог с искусством прошлых лет, встраивая индустриальные сюжеты, присущие советскому времени, в свои размышления о возможном будущем, в котором, подобно открытой линии горизонта на представленной работе, чувствуется надежда и оптимизм.
«Красный фаворит»
Юлия Малинина
В этой работе Малининой из серии «Воспоминания о будущем» доминирует красный — любимый цвет художницы, который она воспринимает как символ создания и радости. В ее трактовке привычный облик завода меняется, здание как будто раскалено — и кажется, что картина подсвечивается изнутри.
«Сутки в Москве»
Георгий Арзамасов, Юлия Наполова, Виктор Осадчев, Михаил Розанов
Если у Сладковой и Малининой Москва показана через восприятие прошлого, то в этой медиаинсталляции столица выглядит динамичным мегаполисом, в котором инновации соседствуют с сохраненной классической архитектурой. Впервые проект был представлен на «Экспо-2020» в Дубае: перед авторами стояла задача показать Москву глазами туриста и передать при этом ритм города, его атмосферу. Экспозиция включает в себя три блока: инсталляцию с парящим мостом «Зарядья» и видом на столицу, городскую панораму с интерактивной инфографикой, а также презентацию арт-объектов Москвы.
Из проекта «Право веры»
Федор Телков
«Право веры» — это продолжительное визуальное исследование современного старообрядчества, которое использует в качестве медиума фотографии. Кроме того, художник записал огромное количество интервью с представителями разных общин и потомками староверов — с беседами также можно ознакомиться на экспозиции. В последний раз настолько масштабное исследование было проведено больше 100 лет назад нижегородским фотографом Максимом Дмитриевым. При этом Телков не пытается загнать внутреннюю жизнь закрытых сообществ в рамки и категории — скорее, он предлагает зрителям вместе с ним порассуждать о темах самоопределения и сохранения идентичности в эпоху глобализации.
Групповая выставка «Грезы о молоке»
Куратор Дмитрий Хворостов
«Грезы о молоке» — это первая попытка «пространственной экранизации» культового романа «Мифогенная любовь каст» Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна, который отпраздновал в прошлом году 20-летие. Уже в названии экспозиции кроется отсылка к роману, который часто называют МЛК, и эта аббревиатура напоминает слово «молоко», написанное без гласных.
Пилотная серия «экранизации» была представлена в виде выставки, где зрителю предлагалось встретиться с экспозицией как с фильмом. Работы выступают в качестве кинодекораций или монтажных листов, и каждая из них посвящена отдельному сюжету или персонажу «Мифогенной любви каст». Таким образом, зритель не просто погружался в мир книги, но и начинал смотреть на постсоветскую культуру с точки зрения ее увлеченных создателей. На выставке в «Зарядье» представлена часть работ, которые экспонировались в Центре Вознесенского в 2022 году.
«Поручик Холеный»
Виктор Пивоваров
Один из ключевых персонажей романа «Мифогенная любовь каст» Поручик Холеный выполняет функцию волшебного помощника, проводника, который является герою в самых разных обличиях и помогает не сбиться с пути. Персонаж меняет форму, но сохраняет свою суть, становясь компаньоном в большом путешествии в глубину подсознания.
«Аллегорический портрет Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева»
Полина Шкапина
Одна из заглавных работ на выставке посвящена авторам вселенной «Мифогенной любви каст» — Сергею Ануфриеву и Павлу Пепперштейну. Эта картина — оммаж другой работе — «Аллегорическому портрету Данте» художника Аньоло Бронзино. Форма картины, позы и частично стилистика отсылают к итальянскому живописцу, становясь интересным примером ренессансного портретирования в XXI веке.
Проект «Мифогенная любовь каст»
Дмитрий Шабалин
Еще одна работа, посвященная МЛК, — скульптура, выполненная специально для экспозиции «Грезы о молоке». Это книга, которая пытается, сохраняя свою начальную форму, передать опыт прочтения с помощью визуальных и тактильных инструментов — таким образом, превращаясь в шкатулку с бесконечным количеством загадочных сущностей.
«Ушел»
Группа «Россия»
«Ушел» показывает лес — одну из самых частых локаций романа «Мифогенная любовь каст». В лесу герои ищут избушку, встречаются с грибниками, теряют вещи и теряются сами, находят выход и возвращаются обратно. Пейзаж кажется знакомым и безопасным, но упавшее дерево и ограниченная палитра напоминают о тревоге и опасности, которую может нести в себе чаща.
Фотографии: «Зарядье»