Драма о футбольном клубе из 90-х и мюзикл о Русском Севере: Что смотреть в российской программе BFF
Фильмы национального конкурса Beat Film Festival 2022
Вчера в Москве стартовал XIII фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival, в этом году он пройдет с 19 июня по 3 июля в кинозалах и на сайте проекта. Программа состоит из международных фестивальных премьер, фильмов национального конкурса, снятых молодыми российскими режиссерами, и хитов Beat Film Festival прошлых лет.
В национальном конкурсе участвуют фильмы молодых российских режиссеров, которые снимают фильмы о современности и культуре. В этом году в нее вошло рекордное число работ — 14 фильмов, еще четыре ленты будут показаны вне конкурса. Среди них истории московского футбольного клуба «Асмарал» и советских пионеров медиа-арта, казанского КБ «Прометей», призер престижного фестиваля IDFA, фильм «Куда мы идем?» Руслана Федотова, новые приключения команды благотворительного проекта «Помощь» и портрет сообщества столичного бара Veladora от прошлогоднего лауреата нацконкурса Пабло Рохаса Кастильо. «Большой Город» рассказывает об этих фильмах.
Convivencia. Veladora
2022, Россия, режиссер Пабло Рохас Кастильо
хронометраж
58 минут
Язык
английский, русский, русские субтитры
Когда
19 и 26 июня, 1 июля
Билеты
Veladora — бар в переулках Покровки, где готовят тако, наливают мескаль и коктейли, устраивают вечеринки до утра. Этот фильм — портрет сообщества самого дикого и душевного подвала Москвы, где все началось с желания готовить настоящую мексиканскую еду, а выросло в то, что называют convivencia — сосуществование самых разных людей в моменте. Фильм входит в составленную с банком «Точка» подборку «Против течения».
«Куда мы едем?»
2021, Беларусь, Россия, режиссер Руслан Федотов
Наблюдение за жизнью пассажиров московского метро длиной в год. Дед Мороз, рассуждающий о Достоевском, песни в переходе, рьяные споры случайных собеседников на лавочках. Вестибюли станций с мраморными стенами и золотыми светильниками в фильме Руслана Федотова становятся гротескным фоном для трагикомедии абсурда: из случайных встреч складывается поэтическое эссе о современной России.
«Помощь ДОК»
2022, Россия, режиссеры Константин и Всеволод Синицины
Фильм-экспедиция команды благотворительного проекта «Помощь» и молодого медиахудожника Brickspacer в Нижний Новгород. Это роуд-муви, знакомящий нас с подопечными проекта — пожилыми людьми, которые находятся в непростых жизненных условиях и одинаково нуждаются в поддержке и внимании. Степан Brickspacer отправился на поиски материала для создания масштабного NFT-полотна, собранного из артефактов и необыкновенно выразительных историй подопечных, — вот и лейтмотив поездки.
«Зал»
2022, Россия, режиссер Полина Свеженцева
В 2021 году начался снос легендарного московского стадиона «Торпедо», который должны реконструировать через несколько лет. Вместе с ним сносят тренировочные залы, оставляя без дома одноименный боксерский клуб.
Фильм Полины Свеженцевой фиксирует уходящее вместе с ним время и смену эпох. Боксерскому клубу «Торпедо» больше 80 лет, из его стен вышли десятки чемпионов. Теперь члены клуба вынуждены адаптироваться к переменам, лишившись родного зала. Вглядываясь в лица спортсменов и слушая их истории, режиссер показывает: людей, объединенных одной идеей, не разрушить экскаватором.
«Выход через юрту»
2022, Россия, режиссер Александра Суворова
Этническое уличное искусство в Москве и Улан-Удэ — много ли вы о нем знаете? Фильм Александры Суворовой дает слово его главным героям. Бурятский андерграунд творческое объединение (БАТО), музыкальное объединение «Нерпа» и удмуртский художник Тома-3000 рассказывают, как они начинали, как их барельефы и образы связаны с буддийской мифологией, какие социальные и культурные темы они затрагивают, как их искусство помогает городу и обычным жителям. А также говорят — каждый по-своему — о том, как важно не забывать, где ты вырос.
«Выход»
2022, Россия, Великобритания, режиссеры Евгения и Максим Арбугаевы
Биолог Максим Чакилев проводит месяцы в полуразрушенной хижине где-то у холодного Чукотского моря. Он прогуливается по берегу, сканируя горизонт в ожидании природного катаклизма, масштаб которого сложно представить тем, кто никогда не бывал в Арктике.
Неспешный, пугающий и красивый документальный фильм о том, чем грозит разрушение окружающей среды, вошедший в программы Берлинского кинофестиваля и HotDocs. К слову, предыдущая работа Максима Арбугаева «Генезис 2.0» об охотниках за бивнями мамонтов многим критикам напомнила о стиле Вернера Херцога и получила приз за операторскую работу на «Сандэнсе» в 2018 году.
«Ужасное кино: Краткая история российского трэш-хоррора»
2021, Россия, режиссер Максим Полтавченко
Герои фильма — независимые кинематографисты из разных городов России, которых объединяет любовь к фильмам ужасов и огромное желание снимать собственное кино. У них нет ни опыта, ни ресурсов, ни знаний, но когда это останавливало искренних энтузиастов? Портрет российских пионеров низкобюджетного треш-хоррора — жанра, редко попадающего в фокус внимания широкой публики, которых режиссер Максим Полтавченко с любовью показывает во всем их гротескном и изобретательном разнообразии.
«Ладно хорошо, Пинега»
2022, Россия, режиссеры Саша Кулак, Юлия Курмангалина
Гипнотический документальный мюзикл Саши Кулак, путешествующей по северным поселениям России. По берегам реки Пинеги простираются дикие леса и умирающие деревни. Дороги размывает, поэтому летом путь сюда возможен только на лодке. Женщины здесь чтут традиции и помнят старинные песни. Верования, заклинания, похоронные плачи и причитания передаются из уст в уста. Все это вместе с шелестом леса и плеском воды сплетается в совершенно особую полифонию места.
«Рваные одежды»
2021, Россия, режиссер Лена Копцева
Лехе 26 лет. Он живет в ночлежке в Костроме, где люди проводят годы, а иногда прямо там и умирают, потому что сытому и с крышей над головой умирать легче. От Лехи ушла жена. Вернее, она предложила дружить, а он не понял прикола. Леха тяжело переживает расставание, поэтому решает записать рэп: вдруг бывшая жена услышит и поймет, кого потеряла.
Документальный портрет Лены Копцевой, помимо истории своего обаятельного персонажа, рассказывает о том, что бывает по-разному — никогда не знаешь, как повернется жизнь, где ты окажешься и в каких обстоятельствах начнешь делать рэп.
«Прометей. Поэма Казанского огня»
2022, Россия, режиссер Дидар Оразов
Студенческое конструкторское бюро «Прометей», основанное в Казани в 1962 году, было настоящей школой новаторов. Его специалисты снимали световые фильмы, проводили концерты светомузыки и проектировали промышленные медиаинсталляции, реагирующие на изменения погодных условий.
Сотрудников «Прометея» знали как гениальных инженеров, способных решать задачи космического масштаба в прямом смысле этого слова — они в числе прочего разрабатывали светоживописные приборы для интерьерного дизайна космических кораблей. Идеолог команды Булат Галеев состоял в переписке с классиками экспериментального искусства — Николя Шеффером, Франком Малиной, Янисом Ксенакисом, Львом Терменом. И хотя в советское время бюро не могло полномасштабно участвовать в международном художественном процессе, сегодня многие европейские институции работают с его архивами. Фильм Дидара Оразова, в который вошли оцифрованные архивные материалы и новые интервью с очевидцами расцвета «Прометея», — это попытка прикоснуться к самобытному явлению, за которым во второй половине XX века с трепетом наблюдал весь советский (и не только) интеллектуальный мир, рассказать о том, что стояло за вдохновенными экспериментами, об искренней любви к будущему и бесконечной любознательности.
«Про снег»
2022, Россия, режиссер Александр Клямкин
Экспериментальный аудиовизуальный портрет села Териберка в Мурманской области. В долгих статичных кадрах режиссер погружается в пейзаж, показывая, как поселение постепенно врастает в природную среду. Звуковое оформление проекта — полевые записи, также сделанные в Териберке.
«Перспектива»
2022, Россия, режиссер Алексей Токун
Километр кинопленки, три старые камеры, полтора года съемок. Документальный портрет московской фотолаборатории «Перспектива» — это история про энтузиастов, горящих своим делом и верой в аналоговую фотографию.
От расклейки работ на улицах и квартирных выставок до собственного арт-пространства, от каморки под лестницей до собственной вывески и 200 пленок в день — Алексей Токун снял историю независимого фотографа Гоши Бергала, пяти лаборантов, трех создателей и комьюнити, которое собирается под одной крышей уже пятый год.
«Низкое искусство»
2022, Россия, режиссер Игорь Верман
Хулиганские нашивки на джинсовке — это искусство? А росписи на стенах бара? А стикеры на твоем скейтборде? И если это искусство, то должен ли андеграундный художник быть голодным?
Игорь Верман задается этими вопросами, предлагая в качестве ответов зарисовку про двух арт-панков — Frankenchain из Петербурга и Кирилла Бурыгина из Москвы, которые многим знакомы по наглому и красочному стилю оформления проектов команды московского бара Underdog. Каждый из них рисует как видит и не готов идти на компромисс. Иногда они точно знают, как надо, а иногда теряются в поисках правильного пути, но продолжают работать. В фильме художники делятся своими историями и рассуждают о современном мире, культуре и обществе, заказчиках и деньгах, мечтах и идеях.
«Как я стал бесермянином»
2022, Россия, режиссер Саша Воронов
Документальный фильм-путешествие, состоящий из случайных встреч и разговоров с представителями малочисленной финно-угорской народности. Режиссера интересуют сезонные обряды, бытовая магия и сны бесермян, но как только речь заходит о пространствах общения со сверхъестественными силами, гостю резко дают понять, где его место.
«Дикого кайф»
2022, Россия, режиссер Маргарита Захарова
Вейп, татуировки, кроссовки Balenciaga — атрибуты жизни подростка Тимура по прозвищу Дикий из спального района Новосибирска. Тимур мечтает быть особенным рэпером, как его кумир Моргенштерн (признан иностранным агентом в РФ. — Прим. ред.), с которым недавно у него завязалась настоящая дружба. Но особенный Дикий и без того: из-за страшного диагноза он с детства в инвалидном кресле, и врачи дают ему не много шансов.
Во время отдыха у моря Тимур и его мама получают приглашение на съемки телешоу на одном из федеральных каналов. Редакторы обещают, что это будет позитивная передача про преодоление жизненных трудностей. Воодушевленный Тимур вместе с мамой и парой друзей летят в Москву. Но реальность оказывается жестче, чем их ожидания от поездки.
«Асмарал»
2022, Россия, режиссер Никола Пророков
«Асмарал» — самый необычный клуб в российском футболе 90-х: первый частный футбольный проект в СССР, первый клуб с иностранным владельцем и женщиной-президентом.
Клуб, чей стадион был расположен в самом центре Москвы, рядом с Белым домом, — по его полю проехали танки в октябре 1993-го. «Асмарал» тренировал один из самых известных советских тренеров, идеолог спартаковского футбола Бесков, там начинал карьеру Сергей Семак, а доигрывал Юрий Гаврилов. Проведя всего два сезона в Высшей лиге, «Асмарал» ярко вспыхнул и исчез навсегда. Не осталось почти ничего — ни стадиона, ни фильмов, ни книг, ни фанатов, ни музея, ни сайта. Это символично для начала 90-х — времени, когда можно было за один день стать миллионером и так же быстро потерять все. Фильм Николы Пророкова восстанавливает справедливость, в подробностях рассказывая эту удивительную историю.
«Весна. Музыкальный альманах»
2022, Россия, режиссер Филипп Задорожный
Альманах, объединивший десять независимых русских музыкантов, чьи песни, написанные до февраля 2022 года, вдруг стали звучать по-новому пронзительно и приобрели важное значение в сегодняшнем контексте. «Весна» Филиппа Задорожного — документ времени, фиксирующий культурную трансформацию русской музыкальной сцены. В фильме снялись «Ил», Verbludes, «Шаййм», Юра Макарычев, «Орнитология», «Спасибо», Саша Помогиев, «Хадн дадн», Женя Куковеров, «Интурист».
Фотографии: Beat Film Festival