Драма о футбольном клубе из 90-х и мюзикл о Русском Севере: Что смотреть в российской программе BFF
Фильмы национального конкурса Beat Film Festival 2022
![Драма о футбольном клубе из 90-х и мюзикл о Русском Севере: Что смотреть в российской программе BFF — Кино. Большой город](https://cdn.bg.ru/bg.ru/post-cover/hRRr0cqN4_ZSz1HkpsHnIQ-default.png)
Вчера в Москве стартовал XIII фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival, в этом году он пройдет с 19 июня по 3 июля в кинозалах и на сайте проекта. Программа состоит из международных фестивальных премьер, фильмов национального конкурса, снятых молодыми российскими режиссерами, и хитов Beat Film Festival прошлых лет.
В национальном конкурсе участвуют фильмы молодых российских режиссеров, которые снимают фильмы о современности и культуре. В этом году в нее вошло рекордное число работ — 14 фильмов, еще четыре ленты будут показаны вне конкурса. Среди них истории московского футбольного клуба «Асмарал» и советских пионеров медиа-арта, казанского КБ «Прометей», призер престижного фестиваля IDFA, фильм «Куда мы идем?» Руслана Федотова, новые приключения команды благотворительного проекта «Помощь» и портрет сообщества столичного бара Veladora от прошлогоднего лауреата нацконкурса Пабло Рохаса Кастильо. «Большой Город» рассказывает об этих фильмах.
![](https://cdn.bg.ru/bg.ru/post_image-image/IfoAHNKR1fX7GrhFam4kDw.png)
Convivencia. Veladora
2022, Россия, режиссер Пабло Рохас Кастильо
хронометраж
58 минут
Язык
английский, русский, русские субтитры
Когда
19 и 26 июня, 1 июля
Билеты
Veladora — бар в переулках Покровки, где готовят тако, наливают мескаль и коктейли, устраивают вечеринки до утра. Этот фильм — портрет сообщества самого дикого и душевного подвала Москвы, где все началось с желания готовить настоящую мексиканскую еду, а выросло в то, что называют convivencia — сосуществование самых разных людей в моменте. Фильм входит в составленную с банком «Точка» подборку «Против течения».
«Куда мы едем?»
2021, Беларусь, Россия, режиссер Руслан Федотов
Наблюдение за жизнью пассажиров московского метро длиной в год. Дед Мороз, рассуждающий о Достоевском, песни в переходе, рьяные споры случайных собеседников на лавочках. Вестибюли станций с мраморными стенами и золотыми светильниками в фильме Руслана Федотова становятся гротескным фоном для трагикомедии абсурда: из случайных встреч складывается поэтическое эссе о современной России.
«Помощь ДОК»
2022, Россия, режиссеры Константин и Всеволод Синицины
Фильм-экспедиция команды благотворительного проекта «Помощь» и молодого медиахудожника Brickspacer в Нижний Новгород. Это роуд-муви, знакомящий нас с подопечными проекта — пожилыми людьми, которые находятся в непростых жизненных условиях и одинаково нуждаются в поддержке и внимании. Степан Brickspacer отправился на поиски материала для создания масштабного NFT-полотна, собранного из артефактов и необыкновенно выразительных историй подопечных, — вот и лейтмотив поездки.
«Зал»
2022, Россия, режиссер Полина Свеженцева
В 2021 году начался снос легендарного московского стадиона «Торпедо», который должны реконструировать через несколько лет. Вместе с ним сносят тренировочные залы, оставляя без дома одноименный боксерский клуб.
Фильм Полины Свеженцевой фиксирует уходящее вместе с ним время и смену эпох. Боксерскому клубу «Торпедо» больше 80 лет, из его стен вышли десятки чемпионов. Теперь члены клуба вынуждены адаптироваться к переменам, лишившись родного зала. Вглядываясь в лица спортсменов и слушая их истории, режиссер показывает: людей, объединенных одной идеей, не разрушить экскаватором.
![](https://cdn.bg.ru/bg.ru/post_image-image/263ZsenYxcFEycm3idUXAA.png)
«Выход через юрту»
2022, Россия, режиссер Александра Суворова
Этническое уличное искусство в Москве и Улан-Удэ — много ли вы о нем знаете? Фильм Александры Суворовой дает слово его главным героям. Бурятский андерграунд творческое объединение (БАТО), музыкальное объединение «Нерпа» и удмуртский художник Тома-3000 рассказывают, как они начинали, как их барельефы и образы связаны с буддийской мифологией, какие социальные и культурные темы они затрагивают, как их искусство помогает городу и обычным жителям. А также говорят — каждый по-своему — о том, как важно не забывать, где ты вырос.
«Выход»
2022, Россия, Великобритания, режиссеры Евгения и Максим Арбугаевы
Биолог Максим Чакилев проводит месяцы в полуразрушенной хижине где-то у холодного Чукотского моря. Он прогуливается по берегу, сканируя горизонт в ожидании природного катаклизма, масштаб которого сложно представить тем, кто никогда не бывал в Арктике.
Неспешный, пугающий и красивый документальный фильм о том, чем грозит разрушение окружающей среды, вошедший в программы Берлинского кинофестиваля и HotDocs. К слову, предыдущая работа Максима Арбугаева «Генезис 2.0» об охотниках за бивнями мамонтов многим критикам напомнила о стиле Вернера Херцога и получила приз за операторскую работу на «Сандэнсе» в 2018 году.
«Ужасное кино: Краткая история российского трэш-хоррора»
2021, Россия, режиссер Максим Полтавченко
Герои фильма — независимые кинематографисты из разных городов России, которых объединяет любовь к фильмам ужасов и огромное желание снимать собственное кино. У них нет ни опыта, ни ресурсов, ни знаний, но когда это останавливало искренних энтузиастов? Портрет российских пионеров низкобюджетного треш-хоррора — жанра, редко попадающего в фокус внимания широкой публики, которых режиссер Максим Полтавченко с любовью показывает во всем их гротескном и изобретательном разнообразии.
«Ладно хорошо, Пинега»
2022, Россия, режиссеры Саша Кулак, Юлия Курмангалина
Гипнотический документальный мюзикл Саши Кулак, путешествующей по северным поселениям России. По берегам реки Пинеги простираются дикие леса и умирающие деревни. Дороги размывает, поэтому летом путь сюда возможен только на лодке. Женщины здесь чтут традиции и помнят старинные песни. Верования, заклинания, похоронные плачи и причитания передаются из уст в уста. Все это вместе с шелестом леса и плеском воды сплетается в совершенно особую полифонию места.
![](https://cdn.bg.ru/bg.ru/post_image-image/7cAcxclWAZijKgLavEl1Kw.png)
«Рваные одежды»
2021, Россия, режиссер Лена Копцева
Лехе 26 лет. Он живет в ночлежке в Костроме, где люди проводят годы, а иногда прямо там и умирают, потому что сытому и с крышей над головой умирать легче. От Лехи ушла жена. Вернее, она предложила дружить, а он не понял прикола. Леха тяжело переживает расставание, поэтому решает записать рэп: вдруг бывшая жена услышит и поймет, кого потеряла.
Документальный портрет Лены Копцевой, помимо истории своего обаятельного персонажа, рассказывает о том, что бывает по-разному — никогда не знаешь, как повернется жизнь, где ты окажешься и в каких обстоятельствах начнешь делать рэп.
«Прометей. Поэма Казанского огня»
2022, Россия, режиссер Дидар Оразов
Студенческое конструкторское бюро «Прометей», основанное в Казани в 1962 году, было настоящей школой новаторов. Его специалисты снимали световые фильмы, проводили концерты светомузыки и проектировали промышленные медиаинсталляции, реагирующие на изменения погодных условий.
Сотрудников «Прометея» знали как гениальных инженеров, способных решать задачи космического масштаба в прямом смысле этого слова — они в числе прочего разрабатывали светоживописные приборы для интерьерного дизайна космических кораблей. Идеолог команды Булат Галеев состоял в переписке с классиками экспериментального искусства — Николя Шеффером, Франком Малиной, Янисом Ксенакисом, Львом Терменом. И хотя в советское время бюро не могло полномасштабно участвовать в международном художественном процессе, сегодня многие европейские институции работают с его архивами. Фильм Дидара Оразова, в который вошли оцифрованные архивные материалы и новые интервью с очевидцами расцвета «Прометея», — это попытка прикоснуться к самобытному явлению, за которым во второй половине XX века с трепетом наблюдал весь советский (и не только) интеллектуальный мир, рассказать о том, что стояло за вдохновенными экспериментами, об искренней любви к будущему и бесконечной любознательности.
«Про снег»
2022, Россия, режиссер Александр Клямкин
Экспериментальный аудиовизуальный портрет села Териберка в Мурманской области. В долгих статичных кадрах режиссер погружается в пейзаж, показывая, как поселение постепенно врастает в природную среду. Звуковое оформление проекта — полевые записи, также сделанные в Териберке.
«Перспектива»
2022, Россия, режиссер Алексей Токун
Километр кинопленки, три старые камеры, полтора года съемок. Документальный портрет московской фотолаборатории «Перспектива» — это история про энтузиастов, горящих своим делом и верой в аналоговую фотографию.
От расклейки работ на улицах и квартирных выставок до собственного арт-пространства, от каморки под лестницей до собственной вывески и 200 пленок в день — Алексей Токун снял историю независимого фотографа Гоши Бергала, пяти лаборантов, трех создателей и комьюнити, которое собирается под одной крышей уже пятый год.
![](https://cdn.bg.ru/bg.ru/post_image-image/k21XB6NtZ9TJDim_bl7HyA.png)
«Низкое искусство»
2022, Россия, режиссер Игорь Верман
Хулиганские нашивки на джинсовке — это искусство? А росписи на стенах бара? А стикеры на твоем скейтборде? И если это искусство, то должен ли андеграундный художник быть голодным?
Игорь Верман задается этими вопросами, предлагая в качестве ответов зарисовку про двух арт-панков — Frankenchain из Петербурга и Кирилла Бурыгина из Москвы, которые многим знакомы по наглому и красочному стилю оформления проектов команды московского бара Underdog. Каждый из них рисует как видит и не готов идти на компромисс. Иногда они точно знают, как надо, а иногда теряются в поисках правильного пути, но продолжают работать. В фильме художники делятся своими историями и рассуждают о современном мире, культуре и обществе, заказчиках и деньгах, мечтах и идеях.
«Как я стал бесермянином»
2022, Россия, режиссер Саша Воронов
Документальный фильм-путешествие, состоящий из случайных встреч и разговоров с представителями малочисленной финно-угорской народности. Режиссера интересуют сезонные обряды, бытовая магия и сны бесермян, но как только речь заходит о пространствах общения со сверхъестественными силами, гостю резко дают понять, где его место.
«Дикого кайф»
2022, Россия, режиссер Маргарита Захарова
Вейп, татуировки, кроссовки Balenciaga — атрибуты жизни подростка Тимура по прозвищу Дикий из спального района Новосибирска. Тимур мечтает быть особенным рэпером, как его кумир Моргенштерн (признан иностранным агентом в РФ. — Прим. ред.), с которым недавно у него завязалась настоящая дружба. Но особенный Дикий и без того: из-за страшного диагноза он с детства в инвалидном кресле, и врачи дают ему не много шансов.
Во время отдыха у моря Тимур и его мама получают приглашение на съемки телешоу на одном из федеральных каналов. Редакторы обещают, что это будет позитивная передача про преодоление жизненных трудностей. Воодушевленный Тимур вместе с мамой и парой друзей летят в Москву. Но реальность оказывается жестче, чем их ожидания от поездки.
«Асмарал»
2022, Россия, режиссер Никола Пророков
«Асмарал» — самый необычный клуб в российском футболе 90-х: первый частный футбольный проект в СССР, первый клуб с иностранным владельцем и женщиной-президентом.
Клуб, чей стадион был расположен в самом центре Москвы, рядом с Белым домом, — по его полю проехали танки в октябре 1993-го. «Асмарал» тренировал один из самых известных советских тренеров, идеолог спартаковского футбола Бесков, там начинал карьеру Сергей Семак, а доигрывал Юрий Гаврилов. Проведя всего два сезона в Высшей лиге, «Асмарал» ярко вспыхнул и исчез навсегда. Не осталось почти ничего — ни стадиона, ни фильмов, ни книг, ни фанатов, ни музея, ни сайта. Это символично для начала 90-х — времени, когда можно было за один день стать миллионером и так же быстро потерять все. Фильм Николы Пророкова восстанавливает справедливость, в подробностях рассказывая эту удивительную историю.
«Весна. Музыкальный альманах»
2022, Россия, режиссер Филипп Задорожный
Альманах, объединивший десять независимых русских музыкантов, чьи песни, написанные до февраля 2022 года, вдруг стали звучать по-новому пронзительно и приобрели важное значение в сегодняшнем контексте. «Весна» Филиппа Задорожного — документ времени, фиксирующий культурную трансформацию русской музыкальной сцены. В фильме снялись «Ил», Verbludes, «Шаййм», Юра Макарычев, «Орнитология», «Спасибо», Саша Помогиев, «Хадн дадн», Женя Куковеров, «Интурист».
Фотографии: Beat Film Festival