Юра Борисов в роли чекиста пускается в бега, чтобы успеть покаяться и попасть в рай. Год назад в России должен был стартовать официальный прокат «Капитан Волконогов бежал», экзистенциального триллера о преступлении и наказании и одного из самых обсуждаемых отечественных фильмов. Впервые его показали в конкурсе еще ковидного Венецианского фестиваля, но фильм так и не добрался до проката — ленту сняли с графика релизов, а в 2023 году она утекла в Сеть. Почему фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова объявили важнейшим явлением российского кино, размышляет Артур Завгородний.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

«Капитан Волконогов бежал» / Captain Volkonogov Escaped

Режиссер

Наташа Меркулова, Алексей Чупов

В РОЛЯХ

Юра Борисов, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин (иноагент), Юрий Кузнецов

Премьера
2021


Время антиутопического триллера с Юрой Борисовым в главной роли выбрано историческое. Ленинград, 1938 год. Молодой капитан Волконогов становится свидетелем самоубийства своего начальника. В это же время его товарищей, таких же крепких парней в трико и кожанках, вызывают на «переаттестацию», и вскоре сам Волконогов оказывается под прицелом «кровавого сталинского режима». У советского руководства горит план по «посадкам».

Осознав, что его пустят в расход, капитан прячется среди бездомных и хоронит сослуживцев, с которыми еще вчера гонял мяч в роскошном императорском зале под хрустальной люстрой. Кругом репрессии, нищета и разруха, дома покрыты сажей, земля под ногами Волконогова буквально дымится, словно в аду. Здесь нет никого, кроме грешников, которые пытают и казнят врагов народа, тайно, без суда и следствия, а потом сами становятся жертвами таких же карателей. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Страдайте с нами, умирайте с нами, убивайте с нами. И что же делает Волконогов? Пускается в бега, чтобы покаяться перед семьями безвинно убиенных, сухо сообщая им, что «произошла ошибка».

Антисоветский триллер Наташи Меркуловой и Алексея Чупова демонстрирует беспощадность тоталитарного государства. «У тебя какая выработка дневная?» — интересуются у палача по кличке Патрон. «В прошлом году около 40 было. В этом — 20–25», — скромничает Патрон. Позже, приближаясь к финалу, ребенок одного из расстрелянных спрашивает Волконогова: «Вы что, его [отца] пытали лучше, чем фашисты?» Как говорится, следите за руками. На экране маячит гремучая смесь социализма и фашизма, мысль о единстве идеологий и преемственности эпох. Министерство страха. Культ грубой силы. Бритоголовые дуболомы в тяжелых армейских ботинках, объединенные почвой и кровью. Репрессии, доносы, допросы и самооговоры.

Революция пожирает своих детей, вот и весь смысл. Понятно, почему картину приняли с восторгом, вспоминая «Чекиста» Александра Рогожкина. Оказывается, власть знает, что жертвы не являются ни террористами, ни шпионами, ни предателями. Но кто будет разбираться. Главное для авторов фильма — нагнетание истерии. На каждое наказание должно быть преступление. И чем безумнее, тем абсурднее.

Говоря же об эстетике фильма, словно навеянной клипами группы Shortparis, то она блокирует любую попытку вести серьезный разговор о «сажаем и расстреливаем». Создатели картины уходят от политики к метафизике. Все решает стиль, а не суть.

Мрачный, тревожный и местами абсолютно невыносимый фильм о метаниях души и тела грешника с говорящей фамилией, классического чужого среди своих, представляет Родину безжизненной и безнадежной. Россия здесь словно тюрьма, где у стен есть глаза, а у власти «особые методы». Повсюду царит хаос и тирания, исключительно красная, внушающая лютый страх под песни о героях Красной армии. И пока одни дрожат от ужаса, другие отплясывают чечетку на костях. Бремя русского человека. Каяться, каяться и еще раз каяться. Скорбеть и молиться. Такое сейчас народное кино. Волконогов, видимо, как мученик попадет в рай, а другие… В общем, вы и так всё знаете.

Фотографии: «1-2-3 Production»