«Элвис» — последний фильм База Лурмана («Великий Гэтсби», «Мулен Руж») о знаменитом певце и истории его карьеры. Главную роль исполнил малоизвестный актер Остин Батлер, также в фильме снялись Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг («Визит»), Коди Смит-Макфи («Дорога») и другие. В сумме у «Элвиса» семь номинаций на премию «Оскар», включая «Лучший фильм».

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, какие из статуэток он вполне может получить и почему фильм Лурмана способен привести в восторг одних зрителей и оставить в недоумении других.

«Элвис» / Elvis

Режиссер

Баз Лурман

в ролях

Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг, Хелен Томсон, Ричард Роксбург

дата выхода

25 мая 2022 года


Середина 50-х. Вместе с популярным на юге США, но заурядным кантри-певцом колесит его импресарио Том Паркер, которому губернатор штата некогда присвоил почетное звание «полковника» — не армейского, а связанного с неофициальным «народным ополчением» Луизианы, но гордости у Паркера, будто на плечах и впрямь погоны. Однажды фейковый вояка натыкается на паренька по имени Элвис Пресли — заводной музыкант с гитарой так поет и так двигает бедрами, что буквально сводит с ума публику, особенно представительниц прекрасного пола. Смекнув, что нашел настоящее сокровище, Паркер предлагает ему контракт на раскрутку. Элвис соглашается, и с этого начинается карьера «короля рок-н-ролла», которому предстоит пройти трудный путь от вершины до самого дна, в конце которого ждет смерть.

Было бы изначально странно ждать от нового фильма База Лурмана какого-то тонкого психологизма и особых подробностей о жизни великого Элвиса Пресли — и тем более странно, когда некоторые из критиков упрекали фильм именно в отсутствии оного. До этого выходило с десяток художественных и десятки документальных фильмов, напрямую или косвенно связанных с ним, первый из которых снял режиссер «Нечто» Джон Карпентер в 1979 году, всего-то через 10 лет после смерти певца. Элвиса играли артисты самого разного калибра — от Курта Рассела до Майкла Шеннона. Наконец, сам Элвис продуктивно снимался в кино в качестве актера. Короче говоря, сообщить миру что-либо новое о такой известной личности, вероятно, попросту невозможно. И уж тем более не стоит ждать чего-то такого от режиссера, который с начала своей карьеры, по сути, снимает один и тот же фильм, просто посвященный разным людям. И в конечном счете об одном и том же — как ярко горят звезды и какой след оставляют за собой во время неизбежного падения.

Об этом были «Мулен Руж», «Ромео + Джульетта», «Великий Гэтсби» и сильно недооцененный сериал «Отжиг» все того же Лурмана — близкие в плане стилистики к театру и бродвейским шоу фильмы, на которые идут за теми же эмоциями, что испытывали фанаты Элвиса, наблюдая за его выступлениями. Первобытная привлекательность, животные эмоции, бешеная энергетика — под такое не думать надо, а трясти стильным хаером, извиваясь в экстазе змеей, и все это «Элвис» дает зрителю с лихвой. Монструозный хронометраж фильма почти в три часа оправдан не его документальной точностью — этого как раз нет, несмотря на микширование игрового материала с хроникой, — а форматом своеобразного стадионного концерта на экране кинотеатра или телевизора.

И свое ремесло Лурман знает — в моменты, когда фильм не пытается «добавить драматургии», неизбежно начинаешь пританцовывать ногами, даже если просто сидишь на диване. Невероятные костюмы и декорации, за которые художник-постановщик Катрин Мартин, жена режиссера, вполне может получить пятый «Оскар» в карьере, превращают действие в музыкальный карнавал. Камера Мэнди Уокер (кстати, тоже женщины) собирает такие ракурсы, что возникает ощущение, будто ты сам в экстазе улетаешь куда-то в космос вместе с главным героем. Наконец, главная находка, в общем-то, по-хорошему предсказуемого фильма — малознакомый широкому зрителю актер Остин Батлер, обошедший на кастинге таких опытных актеров, как Майлз Теллер, Аарон Тейлор-Джонсон, Энсел Элгорт и вдогонку даже Гарри Стайлс. У него вполне есть шанс получить заветного золотого болванчика за, возможно, лучшую реинкарнацию певца на экране в истории, если только его не обойдет Брендан Фрейзер со своей ролью в «Ките».

Все это совершенно прекрасно и заслуживает стоячих оваций, если бы не одно маленькое «но», о котором уже было сказано: ничего неожиданного в фильме, по факту, нет. Сплит-скрин, фирменный клиповый монтаж, включение в саундтрек современных исполнителей (от Доджи Кэт до Эминема) — все это мы видели и знаем по предыдущим фильмам Лурмана, который, кажется, временами больше заботится о выражении своего кайфа от музыки Элвиса, чем собственно о выражении самого Элвиса. Кино, которое временами паразитирует на образе певца не хуже, чем антагонист фильма, тот самый «полковник» Том Паркер, для которого одаренный парень превратился в источник для выкачивания денег. Сам полковник при этом получил не самый удачный грим, под которым все равно узнается Том Хэнкс — так что все это выглядит, как для него, так и для зрителя, скорее как игра, чем натуральная ода великому певцу, жизнь которого дана скорее пунктиром. И тут немало таких спорных решений.

Например, с одной стороны, включение в саундтрек современной музыки призвано осовременить певца, дать ему новое дыхание. С другой, кто-то скажет: ну как можно ставить рядом великого Элвиса и рэпера-однодневку Нэрдо Уика на одном треке из OST’а? Не желание ли это «хайпануть» и привлечь к фильму дополнительную аудиторию, которая не испытывает пиетета перед фигурой певца, зато удивится такому необычному «фиту»?

Важно: речь о том, что слово «недостатки» в данном случае может быть с кавычками или без — все зависит от вашего отношения к заглавной персоне. На деле все это лишь художественные приемы, а искусство может быть разным — в том числе и избыточным. И, что уж там, после такого количества материала, написанного и снятого об Элвисе Пресли, делать просто формальный, по ГОСТу, байопик было бы просто странно. Зачем? Может быть, знаковый для культуры образ лучше выразить не формальными средствами, а бьющей через край экспрессией, максимально ярким воскрешением на экране давным-давно почившей личности и просто, простите за банальность, магией кинематографа, который был Пресли не чужд? С этой точки зрения «Элвис» — идеальная хвалебная ода его таланту, а заодно и поучительная сказка для тех, кто думает, что все на свете можно превратить в money machine. Вопрос лишь в том, не кажется ли кому-то такой подход той самой попыткой подзаработать (деньги, награды, репутацию) на неугасающей памяти о великом певце. И тут каждый сам решает, покинуть ему здание или остаться.

Фотографии: Warner Bros. Pictures