Трехчасовой блокбастер Джеймса Кэмерона вернули в кинотеатры. «Титанику» добавили объемности, зерно убрали, а смыслы остались. Четверть века спустя этот грандиозный, основанный на реальных событиях и собравший все деньги мира фильм о гигантомании, красивой жизни и запретной любви выглядит особенно злободневным. Критик Артур Завгородний совершил погружение и разобрался в оскароносной мелодраме о предвоенном обществе.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

«Титаник»/Titanic

Режиссер

Джеймс Кэмерон

В РОЛЯХ

Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс, Фрэнсис Фишер

Премьера

20 февраля 1998


«Титаник» считают одним из самых грандиозных фильмов всех времен. Были и «Титаник» с Барбарой Стэнвик, и «Незабываемая ночь», но помнят именно картину Джеймса Кэмерона с дорогими костюмами, великолепными декорациями и впечатляющими спецэффектами. Неудивительно, что публика продолжает с любовью и ужасом смотреть, как рыжеволосая Кейт Уинслет, страдающая депрессией, обретает волю к жизни, влюбившись в юного Леонардо ДиКаприо. Трагическая любовь на пороге катастрофы в ледяных водах Атлантики.

Однако начинается сюжет вовсе не с прошлого, не с романа Джека и Роуз. На давно затонувшем корабле ищут ожерелье с бриллиантом. И единственная интрига фильма — где бриллиант? Бессмысленные погружения кладоискателей приводят к старушке Роуз, которая впервые делится правдивой историей кораблекрушения. Предисловие, судя по замыслу, должно создать эффект подлинности. Окунувшись в пучину океана, Кэмерон делает замах не просто на большое, а на серьезное кино с документальной точностью. «Титаник» — не только фильм-катастрофа, но и фильм-реконструкция.

Разыграв удачную партию в покер, голодный художник выигрывает билет на борт обреченного судна. Роскошные залы, оркестр, икра, шампанское, шик, блеск и вечные разговоры о мечтах и величии. «„Титаник“ называли кораблем грез», — вспоминает Роуз. Не просто так имя лайнера отсылает к древним богам. Гламурные господа, ослепленные гордыней, бросают вызов самой судьбе и их непотопляемый колосс, как воплощение технического прогресса, идет ко дну. «Сам Господь не потопит его», — заявляют перед отбытием. Что это, если не богохульство.

Монументальное судно демонстрирует классовую иерархию. Власть имущие окружают себя полотнами известных художников и вальсируют в изысканных нарядах, в то время как пролетарии надрываются в душном машинном отделении и ютятся в тесных каютах. Играя в голливудский марксизм, Кэмерон самым грубым образом обнажает консервативное общество, изображая раскол между буржуазией и рабочими. Корабль тонет, лодки давно поделены, а экипаж в панике перекрывает все выходы, отрезая толпе бедняков путь к спасению. Судно превращается в плавучую тюрьму.

«Титаник» является метафорой гибели эпохи и западной цивилизации. Действие фильма разворачивается незадолго до начала Первой мировой империалистической войны, вызванной кризисом капитализма, который пухнет, словно затопленные отсеки, погружая корабль в бездну. Британцы и американцы, жаждущие славы и уверенные в незыблемости старого мира, строят гигантский лайнер и топят его, на полном ходу врезавшись в гору льда. Просчет, глупость и самонадеянность. Выразители власти, опьяненные богатством и роскошью, наконец встречаются с холодной действительностью.

Настоящая же трагедия на борту могучего «Титаника» — это союз двух классов, первого и всех остальных. Побег девушки из высшего общества с нищим мальчишкой, «королем мира», стал самым что ни на есть концом света. Весь фильм избалованная Роуз, уставшая от пустых светских бесед, и беззаботный Джек, отыгрывающий роль спасителя, прячутся от тех, кто право имеет, от жестоких, жадных и циничных толстосумов с имперскими амбициями. А когда герои сближаются в порыве страсти, как в сказке, судно сталкивается с роковым айсбергом, будто это божья кара за нарушение классовых границ.

Любовь у Кэмерона освобождает. Роуз в отчаянии пыталась совершить самоубийство, пока ее не остановил Джек. Он героически спасает девушку от суицида, смерти в ледяной воде и скучной жизни с самовлюбленным женихом-тираном, который, в отличие от везунчика Джека, верит не в чувства, а в разум. Джек свое дело выполнил: Роуз нашла смысл жизни. Любовь придумали поэты, а буржуазный мир под аккомпанемент благородного оркестра прет навстречу глобальным потрясениям. И не имеет значения, какая каюта, когда на корме написано «Титаник».

Фотографии: «Гемини»