В начале марта в международный прокат вышел триллер «Стук в дверь», он же «Стук в хижине». Главный сюжетный твист нового фильма М. Найта Шьямалана в том, что это хороший фильм М. Найта Шьямалана. Режиссер «Шестого чувства» продолжает верить в высшие силы и мастерски нагнетать ужас в этой скромной по форме истории, где татуированный Дэйв Батиста в роли школьного учителя предчувствует Судный день.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

Критик Артур Завгородний рассказывает о том, почему «Стук в дверь» уже стал одним из лучших фильмов Шьямалана, но с сомнительным посылом. И это не «Явление»!

Материал не предназначен для лиц младше 18 лет.

«Стук в дверь»/Knock at the Cabin

Режиссер

М. Найт Шьямалан

в ролях

Дэйв Батиста, Руперт Гринт, Джонатан Грофф, Бен Элдридж, Никки Амука-Берд


Новый фильм М. Найта Шьямалана, одного из самых непредсказуемых режиссеров в Голливуде, начинается как классический триллер о маньяках, которые появляются из ниоткуда и терроризируют семью, живущую в глуши. Покой счастливой семейной пары, отдыхающей в лесном домике со своей дочуркой, нарушают четверо незнакомцев. С убежденностью безумцев они с порога заявляют, что скоро наступит Апокалипсис и единственный способ остановить гибель человечества — принести в жертву одного из членов семьи. Причем смерть должна быть добровольной. Откажетесь — и мир погрузится во тьму.

«Стук в дверь», поставленный по роману Пола Тремблея «Хижина на краю света», превращается из скромного триллера в экзистенциальный хоррор с потрясающей моральной дилеммой. Незваные гости рассказывают, что им пришло видение о великой угрозе и что они не желают зла любящим родителям. Хозяевам дома, которые даже слышать не хотят о религиозных знамениях, суждено выбрать, во что верить. А Шьямалан всегда внушал веру во что-то большее, чем человек.

Провидцы и как бы всадники Апокалипсиса, а именно учитель, врач, повар и работяга, выглядят как сумасшедшие фанатики, но их вера в грядущий Армагеддон настолько заразительна, что даже зрителю некуда деваться. Трудно понять, то ли это заговор, то ли в самом деле пророчество, то ли давно пора звать санитаров. Но не стоит уповать на фирменный шьямалановский сюрприз. Режиссер не решается на дикость и смелость и не обманывает зрительские ожидания. «Стук в дверь» ближе к «Знакам», чем к суперхиту «Шестое чувство». Его новый фильм о катастрофах тоже толкует о проявлении божественного и подталкивает к духовным исканиям.

Однако этот триллер не только о жутких необъяснимых совпадениях. Шьямалан решил показать, что он не просто голливудский мистик, но и радикальный мыслитель. Соль фильма в том, что сделать выбор суждено нетрадиционной семье. Родители приемной девчонки — гомосексуалы Эрик и Эндрю, вечно униженные и оскорбленные, и теперь им решать, кому жить, а кому умирать. Избранным предстоит совершить подвиг и спасти человечество — или отомстить ему за вечные гонения. Содомиты у Шьямалана оказываются последней надеждой землян, ведь только они, грешники, способны с дрожащими от слез глазами развеять мрак и — внимание — остановить божью кару.

Правда, «Стук в дверь» расстраивает не столько нравоучительным, если не сказать пропагандистским замахом, сколько банальностью апокалиптической истории и мелодраматичностью концовки, которая, видимо, должна успокоить публику. «Это сделал Бог», — молвил ребенок в шьямалановских «Знаках», глядя на загадочные круги в поле. А потом оказалось, что это всего лишь пришельцы. Так и здесь. Все происходит так, как должно. Все расставлено на видных местах. Понятно, кто здесь мученик и праведник и что люди трусливы, а кто верит — увидит знаки.

Триллер с библейскими страшилками чересчур очевидный и, в сущности, нестрашный. Экзистенциальный ужас перед высшими силами вызывает тревогу, но, как видно в этой притче, никто не одинок, ничто не случайно, а мир спасет любовь, так что любите ближнего своего.

Фотографии: Universal Pictures