На днях на зарубежные экраны вышел «Оппенгеймер», трехчасовая разговорная драма о том, как ученые зашли слишком далеко, а сам режиссер перестал бояться и полюбил бомбу. «Большой Город» рассказывает, каким получился самый ядерный фильм Кристофера Нолана.

Автор: Артур Завгородний

«Оппенгеймер»

Режиссер

Кристофер Нолан

В РОЛЯХ

Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек

Премьера
2023


Кристофер Нолан опять напоминает, что кино — важнейшее из искусств, и спасает летний сезон. В биографической драме «Оппенгеймер» икона мейнстрима и один из самых кассовых режиссеров Голливуда рассказывает о судьбе создателя оружия массового уничтожения, которое стало одновременно его триумфом и трагедией. Фильм получился монументальным, с впечатляющим актерским составом и якобы без компьютерных эффектов — только пиротехника, миниатюры и дорисовка кадра, и по традиции в формате IMAX.

Испытание атомной бомбы — центральное событие фильма. Однако ключевой фигурой стало не сверхсекретное оружие, а сам Роберт Оппенгеймер в исполнении Киллиана Мерфи. Нолан в духе Терренса Малика нашпиговал фильм красивыми крупными планами актера, чтобы мы как следует всмотрелись в его измученное лицо и безумный взгляд. Герою, возомнившему себя Творцом, снятся космические абстракции, его завораживают капли, бьющие по лужам, он читает Элиота и Маркса, крутит романы с пьющей Эмили Блант и знойной Флоренс Пью и встречается с другим эмигрантом — Альбертом Эйнштейном, который делится с ним откровением о творческом самоубийстве.

Физик-теоретик, изменивший ход истории, превращается в убийцу и мученика, полного парадоксов, которыми он так восхищается. Бомба не закончила войну, а положила начало новой. Нолан вновь играет со временем, переплетая и ускоряя его, что позволяет взглянуть на героя с разных сторон и в разном цвете. Картина становится глубочайшим погружением в мысли и чувства ученого, который одержим наукой, но который даже не подозревает о ее катастрофических плодах. Портрет Оппенгеймера — идеализм, граничащий с глупостью, и смысл этого опуса видится как раз в тяге к величию, бесконечной власти, которая кружит голову и внушает страх, оставляя человека в абсолютном отчаянии и одиночестве.

Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки остаются за кадром, и кажется, будто режиссер не там расставляет акценты, осторожничает, боится трогать американскую политику, скрывая ее подлинное лицо. Тогда никто не переживал. На ослепляющий взрыв смотрели с восхищением. Но когда после удара по мирному населению Оппенгеймер обращается к землякам, приветствующим его топотом и аплодисментами, среди счастливого ликования он внезапно слышит жуткие крики. Герой, который стремился утвердиться в роли божества, наконец осознает, какой ужас он обрушил на человечество. Тревога становится настолько острой, что пространство вокруг него буквально вибрирует.

Грандиозный сюжет под мощную оркестровую музыку Людвига Йоранссона обретает еще большую драму, когда с трибуны, будучи знаменитым, Роберт Оппенгеймер попадает в закрытую комнату, где его допрашивают, обвиняя в связях с советской разведкой. Больше нацистов американцы, как известно, ненавидят коммунистов. После герой узнает, хотя сказано об этом в общих выражениях, что японцев атаковали ни за что, а ударили по ним, дабы запугать Сталина. И вот Оппенгеймер — уже не патриот, а шпион. Тщеславный ученый, породивший вселенское зло, сталкивается с местью и унижением. Доверие подорвано, и мир перестает вращаться вокруг него. Как можно быть таким гениальным и таким слепым?

Сюжет расщеплен. Изображение сияет. Истина пугает. Наука не бывает вне политики. С американским капиталом работать выгодно, но опасно. Кристофер Нолан рассказал не столько о былом, сколько о грядущем. Мрачная драма о физике, политике, духе времени, гордыне и — главное — страстной любви к бомбе и коммунистке могла бы стать шедевром, не будь она такой занудной. Ученый, который видел мир насквозь, не смог спасти будущее от немыслимого. Правда, волнует героя не столько гибель человечества, сколько собственная карьера. Он стал «разрушителем миров», а его лишь похлопали по плечу и наградили на старость лет. Успокойтесь, доктор. Сейчас не время бояться. Оно еще наступит.

Фотографии: Universal Pictures