«С меня хватит!»: Будущее капитализма — фашизм
Меткий выстрел Джоэла Шумахера — в новом выпуске «Кино на выходные»
Если и есть фильм, который определяет режиссера Джоэла Шумахера, то это точно не «Бэтмен навсегда» и не «Бэтмен и Робин». В новом выпуске рубрики «Кино на выходные» мы вспоминаем его криминальный триллер «С меня хватит!». Критик Артур Завгородний рассказывает, как Шумахер нащупал болезненную тему, а Майкл Дуглас сыграл лучшую роль в карьере.
АВТОР: Артур Завгородний
«С меня хватит!» / Falling Down
РЕЖИССЕР
Джоэл Шумахер
В РОЛЯХ:
Майкл Дуглас, Роберт Дювалл, Барбара Херши
«Я — плохой человек?» — удивляется главный герой фильма «С меня хватит!». Мрачный триллер с оттенком сатиры даже сегодня заденет за живое, причем не только американца. Лос-Анджелес. Жара. Мужик, потерявший семью и работу, застрял в адски душной пробке. Окруженный такими же раздраженными гражданами, он срывается, бросает машину и, тяжело дыша и потея, отправляется домой пешком подальше от этого дорожного хаоса.
Автомобильная пробка становится образом экзистенциального тупика. Герой Майкла Дугласа, или Ди-Фенс, как его называют по номерному знаку, объявляет войну обществу и терроризирует рабочих, мигрантов, бандитов и богачей. Он олицетворяет ограбленное и униженное большинство, которое выбирает грубую силу как ответ на социальное и экономическое отчуждение. Особенно красноречива сцена в кафе, где утомленный солнцем герой держит вялый бургер, похожий на огрызок, и сравнивает его с сочным и мясистым бургером в рекламе. Он задает справедливый вопрос: что не так с этим бургером? На самом деле, то же, что с американской мечтой, которая является такой же рекламой. Жизнь, однако, отрезвляет.
«С меня хватит!» полон злобы, страха и отчаяния, и сегодня, когда кризис капитализма обострился, картина Шумахера выглядит чрезвычайно важной. Режиссер изображает превращение обиженного одиночки в радикала. Герой, честно трудившийся на американскую военную машину, оказался на дне. Разгневанный работяга, который не вписался в рынок, перестает быть тварью дрожащей, хватает оружие и обрушивает праведный гнев на окружающих, не замечая истинные причины деградации. Болен не человек, а все общество, и фильм Шумахера как раз о том, как Америка становится угрозой для самой себя.
«Мы похожи», — заявляет герою Дугласа владелец армейского магазина, откровенный нацист, на что наш герой возражает: «Я — американец, а ты — больной мудак». Ради чего он защищал страну от коммунистов? Отсюда и мечты о великой Америке, где нет бомжей, где люди не хамят и не работают за еду, где клиент всегда прав, а банка газировки стоит меньше доллара, но где все еще господствует «финансовая свобода». Неспроста буйный стрелок, ненавидящий себя за слабость, меняет белую рубаху на черную. Фашизм — это всего лишь вариация капитализма, который лишает человека смысла жизни и сводит с ума.
ФОТОГРАФИИ: «Гемини»