Идеальный выбор для осеннего вечера — классический фильм ужасов Уильяма Фридкина, одного из главных режиссеров Нового Голливуда. В рубрике «Кино на выходные» наш критик Артур Завгородний разбирается в смыслах «Экзорциста», который был номинирован на десять «Оскаров», прославил актера Макса фон Сюдова и сделал жанр снова великим. 

Автор: Артур Завгородний

 

«Экзорцист»/The Exorcist (1973)

РЕЖИССЕР

Уильям Фридкин

В РОЛЯХ

Эллен Бёрстин, Макс фон Сюдов, Линда Блэр, Джейсон Миллер

 

 

После триумфа полицейского триллера «Французский связной», который ценят за грубый реализм, режиссер Уильям Фридкин вцепился в бестселлер Уильяма Питера Блэтти, основанный на реальных событиях. Фильм ужасов с документальной подачей и обилием спецэффектов стал колоссальным хитом, ведь ни разу прежде в одном кадре не соседствовали распятие и вагина. Как писали тогда: больное искусство больного общества. Трудно представить, как выглядел бы жанр без этой консервативной классики, которая заявляет, что церковь должна играть важную роль в бездуховной, сытой и сонной жизни Америки.

 

 

«Экзорцист» — католический ответ сатанизму «Ребенка Розмари». Главным героем выступает не столько ребенок, в которого вселилось древнее зло, сколько потерявший веру священник. Отчаяние заставляет отца Карраса отвернуться от Бога, а мать одержимой девочки, наоборот, обрести веру. Для священника бокс и наука стали важнее богоискательства, поэтому экзорцизм является схваткой не только за тело и душу ребенка, но также за отца Карраса, предавшего церковь и больную мать, которую он оставил умирать в психиатрической больнице.

 

 

«Какой замечательный день для экзорцизма», — издевается демон, предвкушая роковую битву. Богатая мать-одиночка, которая еще вчера выступала на студенческих протестах, сходит с ума, глядя, как оскверняют ее буржуазный образ жизни. Стены трещат, кровать трясется. Но дело даже не в том, что ее дитя гниет заживо, мочится на ковер и насилует себя крестом, демонстрируя абсолютное богоборчество. Самое страшное — не тошнота и уродство ребенка, не порок и насилие, а самоубийство священника. Вера — это всегда испытание, поэтому отец Каррас, терзаемый чувством вины, погибает как грешник и мученик, забрав демона с собой.

 

 

«Экзорцист» показывает, что происходит, когда традиция сталкивается с модерном. Вера не избавит от страданий, но укрепит волю, святым выходит тот, кто жертвует, и только церковь дарует надежду тем, кто нуждается в отцовской любви. Не сомневайтесь в Боге, говорит прибывший из пустыни отец Меррин, чей силуэт попал на афишу и стал культовым. Смысл всего дьявольского в том, чтобы внушить нам тревогу, заполнить пустоту страхом и отчаянием, чтобы мы «увидели себя дикими и убогими, недостойными Божьей любви». Но тот, кто верит, в своем служении доходит до конца, совершая подвиг.

 

Фотографии: Warner Bros. Entertainment