На Netflix вышел «Киллер» Дэвида Финчера. В этом триллере много слов, мало драк, нет погонь, гнетущая музыка Трента Резнора и Аттикуса Росса и смакующая виски Тильда Суинтон. Почему элегантная картина Финчера серьезно огорчает, рассказывает Артур Завгородний.

Автор: Артур Завгородний

 

«Киллер» / The Killer

РЕЖИССЕР

Дэвид Финчер

В РОЛЯХ

Майкл Фассбендер, Тильда Суинтон, Чарльз Парнелл

«Если вы не терпите скуку — эта работа не для вас», — предупреждает зрителя Дэвид Финчер устами киллера, смотрящего в снайперский прицел из парижского окна. Убийца промахивается и теперь сам становится мишенью. Свидетели никому не нужны. Киллер с параноидальной тщательностью скрывается, меняет паспорта, квартиры и автомобили, размышляя о вечном под сладкий голос Моррисси.

 

 

Погруженный в себя герой Майкла Фассбендера обладает холодным безразличием, а все потому, что ему «абсолютно на все насрать». Киллер воплощает всю тоску криминального мира, что аукается с великим «Самураем» и «Драйвом». Но там, где у Мельвиля и Рефна говорит изображение и действует образчик чистой красоты, у Финчера тишину заполняют закадровые рассуждения унылого одиночки. Повествование субъективное, перепады музыки это подчеркивают. Зритель оказывается заложником гражданина, который познал горечь поражения и теперь бубнит без умолку.

 

 

«Киллер» далек от финчеровских триллеров «Семь» и «Зодиак». Нет ни детективной интриги, ни калейдоскопа событий, ни сложной драматургии. Фильм является портретом человека, который находится в экзистенциальном и профессиональном кризисе. Одержимый порядком герой и есть режиссер-перфекционист. Убийца циничен, ироничен и осторожен. Он не любит лишних движений, ибо контроль — превыше всего. «Я не служу Богу или стране. Я сам по себе», — заявляет наблюдающий за обществом преступник, отстаивающий свой самурайский кодекс чести. Но кто он? Меткий стрелок? Виртуозный водила? Философ?

 

 

Финчер прекрасно владеет чувством ритма и стиля, но здесь он тоже дает маху. Недостаточно глубокомысленно смотреть в пустоту и болтать о том, что сочувствие — это слабость, слабость — это уязвимость, человек живет и умирает, принятие истины освобождает. В конце концов, зрителю тоже «абсолютно на все насрать». Все мы живем в мире убийц, поэтому бойся ближнего своего, как самого себя. Единственный жизненный путь — тот, что позади. И да, музыка в фильме чудесная. Но музыка чудесна и без Финчера, а ведь именно она — главное очарование «Киллера».

 

Фотографии: Netflix