Режиссер Александр Пэйн и актер Пол Джаматти, сыгравший у Пэйна в драме «На обочине», дарят нам рождественскую трагикомедию, где профессор престижной школы вынужден провести каникулы со своим учеником и поварихой. Наш кинокритик Артур Завгородний посмотрел «Оставленных» и признается, что это его единственный любимый фильм уходящего года.

Автор: Артур Завгородний

 

«Оставленные» / The Holdovers

Режиссер

Александр Пэйн

В ролях

Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рэндольф, Кэрри Престон

 

 

 

 

«Оставленные» — долгожданное возвращение Александра Пэйна, лауреата премии «Оскар» за сценарии и автора прекрасных трагикомедий «Выскочка», «На обочине» и «Небраска». На дворе начало 70-х, и фильм выглядит так, будто правда сделан в прошлом веке. Изящная стилизация под ретро с пленочным зерном и старомодным саундтреком — красивый ностальгический оммаж классическому американскому кино.

 

 

Главный герой — учитель античной истории Пол Ханэм. Профессора презирают и школьники, и коллеги. Характер у этого зануды и редкостного сноба скверный, и пахнет он дурно, и это не потому, что мужик прикладывается к бутылке и дымит трубкой. Близится Рождество. Ребята разъезжаются кто куда. Классы пустеют, и в заснеженной школе остаются лишь профессор Пол, его ученик Ангус и чернокожая кухарка Мэри. И нет, это не вариация «Сияния».

 

 

«Оставленные» — успокаивающая трагикомедия о грустных и одиноких. Пол вечно раздражен, потому что нет ни семьи, ни друзей, ни солидной карьеры. Он предпочитает гонять бездельников и читать Марка Аврелия. Мэри оплакивает погибшего на войне сына, пока детки богатеньких родителей отдыхают на курортах. Пэйн, однако, избегает разговоров о политике той эпохи. А угрюмый Ангус, чья мать в последнюю минуту решила уехать со своим новым мужем, злится, потому что ему не с кем встретить Рождество. Брошенная троица явно не в восторге от такого праздника.

 

 

Школьная история, которая превращается в привычный для Пэйна роуд-муви, удивительно уютная. Снежная зима. Виниловые пластинки. Домашнее печенье. Ночные посиделки перед телевизором. Картина состоит из мелких споров и признаний, которые раскрывают героев. Вредный, никому не нужный интеллектуал и обиженный на весь мир парнишка, скучающий по отцу, учатся понимать друг друга, хранить секреты, копаться в себе, оглядываясь на прошлое, и дышать полной грудью, не боясь быть исключенными.

Пэйн по традиции показывает людей, которые придаются тоске, чтобы в конце концов осознать: не все так безнадежно. Без толку лить слезы. Если хочешь понять себя — начни с прошлого. Важно ценить то, что есть сейчас, а не убиваться из-за того, что потерял. Все пройдет — и печаль, и радость, и детство, и школа, и вся жизнь. Все можно преодолеть и пережить. «Оставленные» в меру серьезны, печальны и ироничны, но души в фильме столько, что он согревает, как яблочный пирог с пряной корицей.

 

Фотографии: Focus Features