Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями смотрим кино. Это у нас такая традиция. Готовим оливье, пьем шампанское и смотрим советскую классику. Что ни сцена, то смех и горе. В рубрике «Кино на выходные» наш кинокритик Артур Завгородний докопался до «Иронии судьбы, или С легким паром!» и заметил, что дело не только в том, что хрена к рыбе не хватает.

Автор: Артур Завгородний

 

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

РЕЖИССЕР

Эльдар Рязанов

В РОЛЯХ

Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Александр Ширвиндт

Новогоднюю трагикомедию Эльдара Рязанова любят даже те, кто по советской эпохе совсем не ностальгирует. На экране любимые артисты валяют дурака, рушат привычный миропорядок, и все потому, что кое-кто выпил лишнего. Пересматривая «Иронию судьбы», которая стала апофеозом Ленинграда и таким же атрибутом праздника, как мандарины, куранты, елка, хлопушки и игрушки, даже не замечаешь, как авторы издеваются над советским человеком и грустят вместе с ним. 

 

 

 

 

После песни о мелкой суете звучит монолог Павлика, выражающий главную тему фильма. Герой Ширвиндта ищет дом своего друга, Женьки Лукашина, иронизируя над советскими панельками, где типовые квартиры обставлены типовой мебелью, а рядом возведен типовой кинотеатр, где можно посмотреть типовой художественный фильм. Дома, улицы и жизнь настолько типовые, что даже человека перепутали и отправили в Ленинград, где все такое же, но чуть-чуть другое.

 

 

Ирония в том, что именно советские многоэтажки сближают одиноких, живущих в разных городах людей. Судьбу героя Мягкова меняет вовсе не чудо, а теплая советская водка. Он с ценным веником наконец-то убегает от женщины с «редким» именем к чужой невесте, иностранке, которая живет на Третьей улице Строителей. У него и адрес совпадает, и ключ подходит, и там все решается окончательно и бесповоротно. 

 

 

 

 

С одной стороны — Женя, врач, бабник и нахал, который напился, разбуянился, расхрабрился и еще денег занял. В общем, интеллигент, который отказывается быть «типовым». Он, как Наденька, хочет иметь собственное суждение, о чем сам же поет: «Думайте сами, решайте сами». С другой стороны — Ипполит, строгий, серьезный, старомодный, в галстуке, за рулем «Жигулей», важный, как начальник, и страшно ревнивый. Он не ходит в баню и не надирается до беспамятства, потому что не нравятся современные нравы.

«Для вас нет ничего святого. Вы неуправляемы! Вы угроза для общества», — злится герой Яковлева. Неудивительно, что Женя упрямится, пытаясь убедить подруг Нади, что он не Ипполит. Люди вроде Ипполита живут как положено, как предписано, а человек — не скучная советская панелька. Появление москвича в Ленинграде — это вызов, брошенный себе, обществу Ипполитов и Галь и всей социалистической обыденности.

 

 

 

 

Рязанов разоблачает романтические иллюзии, оставляя Ипполита ни с чем, кроме желания умереть. Еще и снегом его завалил. Счастье обретают хулиганы, которые не умеют пить в бане и готовить заливную рыбу, люди творческие, душевные, играющие на гитаре и поющие печальные песни. Женя и Надя до сих пор живут с мировыми мамами. Обоим под сорок. И оба становятся другими, более смелыми и решительными. А страдают в новогоднюю ночь «застойные», призывающие поскорее покончить с холостым положением, чтобы жить рядом с теми, кто им далек.

«Ирония судьбы» — не комедия случайностей, а драма непослушания и мировоззренческий манифест. Не просто так Ипполит бросает Жене: «Естественно, нам не по пути». Надя десять лет встречалась с женатым мужчиной. Женя сбегает от женщины, потому что он жертва обстоятельств и человек порыва. А дураком выглядит Ипполит, который вынужден признать, что в советском человеке пропал дух авантюризма. «Господи, как скучно мы живем!» — грустит он и, отчаявшись, принимает ванну. Но мы же знаем, что ванна — это лишь смывание грязи. Очищает баня!

И все-таки пьяный и мокрый Ипполит прав: старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. Так и получилось через каких-то полтора десятка лет, только уже не в праздничном фильме, а наяву. Впрочем, кто-то наверняка скажет: надо меньше пить и умничать. Главное, что «Ирония судьбы» дарит надежду на счастье. Поживем — увидим.

 

Фотографии: Киностудия «Мосфильм»