От любви до ненависти — одно сливное отверстие. Режиссер Эмиральд Феннел, чей дебют «Девушка, подающая надежды» получил «Оскар» за сценарий, решила эпатировать публику голым Барри Кеоганом. Ее новый фильм — о скромном студенте Оксфорда, который попадает под влияние британских аристократов. «Солтберн» вроде бы пытается сказать что-то важное, но оказывается мелким и не шибко умным.

Автор: Артур Завгородний

 

«Солтберн» / Saltburn

РЕЖИССЕР

Эмиральд Феннел

В РОЛЯХ

Барри Кеоган, Джейкоб Элорди, Розамунд Пайк, Кэри Маллиган

Секс с сырой могилой. Куннилингус в лунном свете. Слизывание спермы со дна ванны. В этом весь «Солтберн», где главный герой — скучный паренек по имени Оливер, и его играет Барри Кеоган. Глядя на помятое лицо этого актера, неудивительно, что Оливер не имеет ни друзей, ни хобби. Особенно как студент-стипендиат среди богачей, смотрящих на него свысока.

 

 

В Оксфордском университете Оливер знакомится с красавчиком Феликсом (актер Джейкоб Элорди сыграл Элвиса Пресли в «Присцилле» Копполы), который вскоре приглашает его провести лето с ним и семьей. Родня Феликса живет в роскошном поместье Солтберн, где хранятся фолианты Шекспира, полотна Рубенса и зеленеет парк, как в кубриковском «Сиянии». И Оливер соглашается, потому что он страшный прилипала. Парнишка носит одежду Феликса, делит с ним туалет с ванной, а потом творит очень странные дела.

 

 

Может показаться, что режиссер Эмиральд Феннел рассказывает мрачную историю классовой ревности и ненависти. Заставить английскую аристократию с ее спесивым дворецким страдать, как грешников, оказывается для тихони Оливера делом чести. Но если отвлечься от королевских интерьеров, пафоса и музыки Arcade Fire и Cold War Kids, то выяснится, что фильм по мотивам Ивлина Во и Патриции Хайсмит — сплошной эпатаж.

 

 

«Солтберн» — эстетская вариация «Талантливого мистера Рипли». Загадочный человек, у которого нет своего лица, присваивает себе чужое. Простак без титула и замка попадает в общество избалованных и тщеславных богачей, которые только сплетничают, а его гнев и боль только усиливаются. Однако вялая по существу, но красиво сделанная история соблазна и одержимости не тянет на остроумную сатиру или эротический триллер.

Порочный душок и гаденькие люди, живущие в извращенном мире. Жизнь прекрасна, но опасна, потому что пробуждает ревность и толкает на преступление. Лучше притворяться кем-то, чем быть никем. We’re fated to pretend, как поет MGMT. Но автор не говорит ничего интересного ни о классе, ни о времени, ни о месте, где происходит действие, отчего спрашивается: стоило ли городить весь этот абсурд ради танца голого Кеогана, который не затмит отчаянный пляс в финале «Хорошей работы» Клер Дени? Кто он и где, и главное — зачем?

 

Фотографии: «Amazon Prime Video»