Люк Бессон снова связал насилие с любовью. После провала шпионского боевика «Анна» мэтр вернулся на экраны с чудаком в инвалидном кресле, который нашел утешение в собаках. «Догмен», попавший в конкурс Венецианского фестиваля, получился не то комиксом, не то пародией, не то шекспировской трагедией о том, как встать с колен.

АВТОР: Артур Завгородний 

 

«Догмен»/Dogman

РЕЖИССЕР

Люк Бессон

В РОЛЯХ

Калеб Лэндри Джонс, Джоджо Т. Гиббс, Кристофер Денэм

Люк Бессон сделал свою вариацию «Джокера». Правда, главный герой — не террорист, а собачник, и сам фильм — не типичный бессоновский боевик о девушках и пистолетах, а трагедия калеки, живущего среди псов. Парнишка рассказывает мозгоправу о трудном детстве, вспоминая, как набожный брат с пьяным отцом заперли его в клетке, а матушка сбежала, оставив ему консервы. Прошли годы, и собаки стали помогать пацану защищать униженных и оскорбленных. 

 

 

«Догмен» — один из самых странных фильмов Бессона. История никому не нужного ребенка, который пытается обрести себя в этом жестоком мире, очень традиционная. Надеюсь, никто не забыл одноименную драму Маттео Гарроне, где души и смысла гораздо больше. Впрочем, французский режиссер никогда не чурался дискотечных красок и лобовых приемов. Бессон всерьез показывает, как паренька воспитывают животные. «Зрелище сколь завораживающее, столь и невыносимое», — писали критики о кагэбэшной «Анне», и во время «Догмена» испытываешь схожие чувства.

 

 

Замученный сирота в исполнении Калеба Лэндри Джонса попадает в детдом, где встречает любовь всей жизни — милую театралку. После долгих скитаний он встает на ноги, и не где-нибудь, а в ночном клубе, где герой наносит грим и наряжается в парики и платья, как Норман Бейтс. Не подумайте. Он не сошел с ума — просто устал от ненависти, боли и обмана, осознав, что жизнь такая всегда, а не только в детстве.

 

 

«Догмен» полностью держится на исполнителе главной роли. Странных типов Джонсу играть не впервой. «Нитрам» принес актеру приз на Каннском фестивале, где роль массового убийцы пришлась ему к лицу. Однако Бессон, тяготеющий то к шпионскому боевику, то к космической фантастике, не превращает трагедию в триллер. Француз решает показать, как человек обретает себя в искусстве. «Сыграешь Шекспира — сыграешь что угодно», — внушают ребенку, чтобы он в конце концов вышел на сцену кабаре и, не жалея ни о чем, выступил в образе женщины, забыв обо всем на свете.

Очевидно, в этом наивном фильме нет ничего свежего, но старика Бессона это не волнует. Когда человек в беде, он посылает ему собаку. В слабости нет спасения. А что нас не убивает, делает нас сильнее. В общем, диковатое высказывание о силе духа, причем не столько забитого мальчишки, лишенного надежды и навсегда отвергнутого обществом, сколько его тявкающих псов. «Догмену» явно не хватает злого оскала.

 

Фотографии: Arna Media