На волне успеха «Бешеных псов» Квентин Тарантино воскресил бульварное чтиво. Персонажи получились выразительными, эпизоды вовремя уходят в затемнение, а кураж поддерживается музыкальным ассорти. В рубрике «Кино на выходные» мы вспоминаем «Криминальное чтиво» со всеми его ироничными парадоксами, крутыми поворотами и обаятельным Джоном Траволтой, которому сегодня исполнилось 70 лет.

 

 

«Криминальное чтиво»/Pulp Fiction

РЕЖИССЕР

Квентин Тарантино

В РОЛЯХ

Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман, Винг Реймз, Тим Рот

В начале 90-х жюри Каннского кинофестиваля сделало Квентина Тарантино самым модным режиссером на свете, отдав главный приз «Криминальному чтиву». Победа молодого синефила стала сенсацией и официальным признанием нового культа. Спросите: что такое постмодерн? Вам ответят: «Криминальное чтиво». Но дело не в награде, ведь не статуэтки делают Тарантино великим, а его кино с ловкой драматургией, коллажной формой и навороченной болтовней.

 

 

Бандитский Лос-Анджелес. На экране толпа талантливых артистов: Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Кристофер Уокен, Харви Кейтель и, конечно же, Джон Траволта. Именно роль обдолбанного пижона Винсента Веги оживила карьеру Траволты, а его остроумные замечания о жизни в Европе остались в истории навсегда. Впрочем, главное — не стилизованный под ретро ресторан, не молочный коктейль за пять баксов и даже не шикарный твист под рок-н-ролл, а то, как Тарантино играет с судьбой прирожденных убийц, которые то ли в шутку, то ли всерьез задумываются о вечном.

 

 

Библия, деньги, наркотики, пистолеты, чизбургер и человек на цепи стоят у Тарантино в одном смысловом ряду. Всюду порок и разврат. Грех для тарантиновских героев — обыденность, отсюда и смысл истории — ирония судьбы или, как выразился киллер Джулс, божественное чудо. Здесь каждый попадает в какой-нибудь блудняк, где он либо погибает, либо спасается, смывая грехи, причем буквально: Винс и Джулс вынуждены драить забрызганный кровью автомобиль. А по ходу сюжета с ними случается философское откровение, которое наводит на мысль о том, что судьбу человека определяет его выбор.

 

 

Прав не тот, кто прав, а тот, кто выжил. Бандитов чуть не расстреливают, но пули летят мимо. Джулс воспринимает это как проявление Господа и завязывает с криминалом, а Винс видит лишь дурацкую случайность и погибает. Убивает его беглый боксер Бутч, единственный настоящий герой фильма, который возвращается за священными часами и в упор расстреливает Винса, засидевшегося в туалете. Бутч выживает только потому, что наказывает содомитов и спасает врага, гангстера Марселуса Уоллеса, который, как известно, не любит, когда его трахают. Все-таки мужская солидарность вкупе с самурайским мечом — дело чести.

Ключевым в этом мозаичном фильме с виртуозным благодаря то ли Тарантино, то ли действительно Богу переплетением судеб, является притча о преступлении и наказании. История, где с особой жестокостью стреляют и насилуют, показывает просветление грешника, который уверовал в божественный промысел. Вот и получается, что «Криминальное чтиво» — никакая не макулатура, а проповедь о том, что бытие абсурдно и что пути праведника неисповедимы. И все это рассказано режиссером с издевательской ухмылкой. Так что уже неважно, что в чемодане. You never can tell.

 

ФОТОГРАФИИ: «Каравелла DDC»