Книги респектабельного писателя и профессора литературы давно не издают. И дело не столько в авторе, сколько в индустрии, которая обслуживает вкусы белых. Главный герой — чернокожий, а значит, он обречен сочинять сюжеты о рабстве и гетто, потому что только такие истории продаются. Почему эта трагикомедия по роману Персиваля Эверетта претендует на «Оскар», разбирается критик Артур Завгородний, который, как всегда, ожидал большего.

Автор: Артур Завгородний 

 

«Американское чтиво» / American Fiction 

РЕЖИССЕР

Корд Джефферсон

В РОЛЯХ

Джеффри Райт, Стерлинг К. Браун, Джон Ортис, Эрика Александр

Ворчливый писатель Телониус Эллисон по прозвищу Монк оказался в творческом и семейном кризисе. Он совсем одинок, годами не публикуется, работа в университете утомила, а мать страдает слабоумием. Схлопотав от начальства выговор, герой возвращается в отчий дом, чтобы повидать родню, которая переживает свою драму. 

 

 

Но что по-настоящему беспокоит нашего интеллигента (и режиссера «Американского чтива»), так это тяга людей к «черным» книгам. А это значит, что рано или поздно Монку придется рассказывать о тяжелой судьбе негров, чтобы читателям было о чем потрындеть на светских вечерах. И вот ради забавы он выпускает пошлую книжонку с социалочкой, но подписывается вымышленным именем, выдавая себя за беглого бандита. Шутки шутками, а его рукопись становится бестселлером. 

 

 

В этой комедийной драме, где легко уловить и Вуди Аллена, и Александра Пэйна, нет ничего радикального. На экране — философские заморочки обиженного писателя, который вдруг становится знаменитым. Правда, успех романа не радует героя, а злит, пугает и даже оскорбляет, ведь его другие, серьезные, поистине важные книги пылятся на полках, потому что в них мало «черного». Недаром он называет свой роман Fuck, ибо знает: книга — та еще дрянь. А ее взяли и объявили шедевром. 

 

 

«Американское чтиво», расхваленное прессой и уже получившее охапку наград и несколько номинаций на «Оскар», не тянет на дерзкую сатиру. Фильм деликатно иронизирует над обществом, где белые настолько зациклились на расизме, что даже черных тошнит. Умного человека, по сути, заставляют быть «ниггером», чтобы он угодил вкусам масс, которых гложет вина. Народу нужна не правда, а отпущение грехов.

Высмеивая литературных жуликов и снобов, режиссер Корд Джефферсон не забывает о главном. Рассерженный автор встречает милую соседку, которая готова любить его настоящего. Семейная и карьерная истории аккуратно чередуются, чтобы в конце фильма, где реальность путается с вымыслом, герой убедился: пора кончать изображать жертву, потому что предрассудки никуда не денутся, будь то жизнь или фикшн.

 

ФОТОГРАФИИ: Metro-Goldwyn-Mayer