«Дюна: Часть вторая»: Империя должна умереть
Космический феодализм и борьба за престол в новой киноадаптации романа Фрэнка Герберта
Давным-давно в далекой-далекой галактике Дени Вильнёв решил рассказать о судьбе аристократа, который восстает против императора и раскрывает страшную семейную тайну. «Дюна: Часть вторая» выглядит грандиозной, тревожной и романтической. Очевидно, проделана большая работа, но режиссера, похоже, больше волнует не сущностное, а эстетское. Мнением о величавом опусе Вильнёва делится наш критик Артур Завгородний.
Автор: Артур Завгородний
«Дюна: Часть вторая»/Dune: Part Two
РЕЖИССЕР
Дени Вильнёв
В РОЛЯХ
Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Остин Батлер, Стеллан Скарсгард, Джош Бролин, Кристофер Уокен
Дом Атрейдес пал. Укрывшись у фременов, скорбящий по отцу Пол Атрейдес видит вещие сны, познает силу пустыни и оттачивает боевые приемы, чтобы бросить вызов императору, который предал и убил его семью. Задумчивый герой влюбляется в местную воительницу, укрощает песчаного червя и пытается найти свой путь на планете Арракис, она же Дюна, сомневаясь в своей богоизбранности.
«Дюна: Часть вторая» — продолжение мессианского мифа. И тех, кого утомил первый фильм, второй порадует, потому что он бодрее и зрелищнее. Дворцовая вражда переходит в открытую войну, но если отсечь историю с добычей спайса и сговор императора с кланом Харконненов, то сюжет второй «Дюны» целиком посвящен особому пути Пола. Его беременная мать и угнетенные туземцы верят, что хрупкий юноша с голубыми от спайса глазами освободит их и приведет к победе. Но герой отчаянно сопротивляется, отрицая пророчество.
Новый фильм по бестселлеру Фрэнка Герберта утопает в визуальном богатстве. Подход Вильнёва и оператора Грега Фрейзера потрясает объемом, чего не скажешь о сюжете, размазанном почти на три часа. Режиссер проигрывает в драматургии, хотя актерский состав здесь сильный: мощный выход у Остина Батлера, звезды лурмановского «Элвиса», в роли зловещего племянника барона Харконнена, сыгранного загримированным до неузнаваемости Стелланом Скарсгардом. Кстати, оба становятся ключевыми фигурами в конце этого бесконечно длинного эпоса.
«Дюна», где прогресс гармонично переплетается с архаикой, является классической историей превращения героя в злодея, причем библейского размаха. «Хотите контролировать людей? Скажите им, что придет мессия», — заявляет возлюбленная Пола. Она же воскрешает его, и космическая фантастика становится античной трагедией. И это вкупе с мистикой, экзотикой, лобовыми аллюзиями и утомительными разговорами о судьбе, вере, надежде, священной войне и имперских амбициях.
Апокалиптическое настроение, циммеровская симфония, дуэль на клинках, гладиаторский бой в монохроме, а песчаная планета особенно красива на закате — вот что определяет новую «Дюну». «Власть над спайсом — это власть над всем», — гласят титры в прологе этого блокбастера о религиозном фундаментализме и мессианском поклонении. Очевидно, Вильнёв умеет снимать для IMAX, но он чересчур увлечен метафизикой. Режиссер не идеолог, и ему нечего сказать о сущностном, чтобы сделать кино по-настоящему важнейшим из искусств.
Война поглотит весь мир. Власть сильнее любви. Религия — опиум для народа. Герой не мессия. Месть не спасение. «Дюна: Часть вторая» — не конец, а только начало.
Фотографии: Warner Bros. Pictures