«Техасская резня бензопилой»: 50 лет грайндхаусному слэшеру о потрошителях в американском селе
Легенда о мясниках
Классический фильм ужасов Тоуба Хупера является культурологической вехой и одним из самых впечатляющих кинокошмаров. Маньяк по прозвищу Кожаное лицо появился задолго до Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиза и других злодеев знаменитых слэшеров. Как хоррор полувековой давности, снятый дешево и сердито, научил людей бояться хуторян и не брать автостопщиков — размышляет Артур Завгородний.
Автор: Артур Завгородний
«Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre
Режиссер
Тоуб Хупер
В ролях
Мэрилин Бернс, Эдвин Нил, Гуннар Хансен, Джим Сидоу
На дворе середина 70-х, техасская жара и страшный дядька, трясущий бензопилой. Публика признала в хорроре Тоуба Хупера подлинную классику. Молодой режиссер, который после не сделал ничего достойного, кроме «Полтергейста» на пару со Спилбергом, зацепил зрителей за живое, показав сумасшедшую семейку людоедов, которая на хуторе устраивает кровавую расправу. Надев маску, сшитую из кусочков плоти, самый молчаливый из них потрошит людей как на скотобойне.
«Техасская резня бензопилой» оглушает воплями блондинки и ревом бензопилы. И выживет в этом дурдоме только орущая девка после зверского убийства ее брата-инвалида. Напуганная героиня чудом умудряется сбежать и запрыгнуть в пикап, а разъяренный маньяк танцует на рассвете, лихо размахивая бензопилой. Вот так душный летний день в деревне обернулся для наивных детишек пляской смерти.
Фильм Хупера, выдающий себя за правдивую историю, хотя все персонажи и события вымышлены, получился радикальным и тревожным, особенно в музыкальном оформлении, лишенном даже маломальской мелодии. В жанре вполне себе строгом, консервативном режиссер не прославляет семейные ценности, а, наоборот, показывает их в извращенном виде. Визуально хоррор с радиорепортажами об осквернении могил и вспышках насилия сродни документалке, но интересен он не столько эстетически, сколько идеологически.
«Техасская резня бензопилой» — это взгляд в бездну, за железную дверь, за жуткую маску, скрывающую уродство Америки. Действие разворачивается в эпоху Уотергейта и Вьетнама. Мясокомбинат закрыли, людей выгнали, город умер. Общество оказалось в глубочайшем кризисе. Вот и Кожаное лицо, похожий одновременно на монстра, ребенка и домохозяйку (привет хичкоковскому «Психо»), не по своей воле взялся за бензопилу. Причем в фильмах нового миллениума авторы домыслили историю, сделав главу семейства шерифом. Власть теперь буквально пожирает детей контркультуры, хиппи, неформалов, любителей гороскопов, приехавших на Дикий Запад.
Интересно, что Квентин Тарантино называет «Техасскую резню бензопилой» одним из самых совершенных фильмов в истории. Очевидно, Хупер сделал не просто садистскую пугалку. Техасские деревенщины соблюдают традиции: ужинают в кругу семьи и занимаются народным ремеслом, ожидая, когда какой-нибудь бедолага появится в их скотном дворе. Страна с пустыми заправками, заброшенными фермами и сумасшедшими бродягами для молодого поколения предстает нищей, грязной, больной, гнилой, как дряхлый старик, сосущий кровь, и безобразной, как Кожаное лицо. Недаром говорят, что эта картина транслирует нечто важное об американской душе.
Ирония, однако, в том, что вся резня происходит за кадром, а маньяк с бензопилой и родовой травмой лютует лишь ближе к концу истории, кроме эпизодов, где он зашибает паренька молотком, а девчонку вешает на крюк. Вместо резни — пронизывающее чувство ужаса, отчаяния и омерзения. Как люди дошли до жизни такой, спросите вы? О вкусах не спорят. Никто ведь не знает, что было бы с вашим вкусом, если бы вы годами трудились на скотобойне.
Фотографии: «Парадиз»