Голливуд воскресил хоррор Ричарда Доннера под названием «Первое знамение». Дебютный фильм Аркаши Стивенсон, похожий на вариацию «Ребенка Розмари», который в свое время положил начало сатанизму в американском кино, показывает, как зародилось зло, он же Антихрист, он же Дэмиен. Как появился на свет ребенок с дьявольской меткой, выяснил критик Артур Завгородний.

Автор: Артур Завгородний

 

«Омен. Первое знамение»/The First Omen

В ролях

Нелл Тайгер Фри, Ральф Айнесон, Мария Кабальеро, Чарльз Дэнс, Билл Найи

Режиссер

Аркаша Стивенсон

Фильму ужасов Аркаши Стивенсон не повезло. Дело в том, что в этом году уже вышел хоррор с точно таким же сюжетом. Молодая американка приезжает в Италию, чтобы принять монашеские обеты. Там девушку мучают дурные видения, а потом выясняется, что она беременна чудовищем. Хоррор называется «Непорочная». «Омен. Первое знамение» тоже рассказывает о великом обмане и втором пришествии. Конец у фильмов разный, но смыслы близки.

 

 

«Омен. Первое знамение» является прелюдией к классической картине Ричарда Доннера, где родители не знали, что воспитывают дьявольское отродье. В новом фильме злой мальчик еще не родился, но пророчество уже существует. Юная сестричка Маргарет прибывает в римский монастырь, где ей суждено посвятить себя Богу. Все вокруг нее такие милые, улыбчивые, и она одна перед лицом этих «чудовищ». Девушка видит кошмары, предается блуду и узнает о страшном заговоре — плод извращенного зачатия должен возродить католическую церковь.

 

 

В картине Стивенсон, разумеется, улавливаются «Ребенок Розмари», «Экзорцист» и «Одержимая». Видны переклички с классическим «Оменом». А кто помнит начало фильма Доннера, сюжет которого развивался больше как детектив, чем хоррор, поймет, чем закончится этот шабаш. Режиссер строго следует законам жанра, но история Маргарет от этого не становится страшнее.

 

 

Абсолютным злом выступает вовсе не ребенок Сатаны, который, как известно, станет послом Америки и главой всемирной корпорации, а демонстрации студентов и рабочих. Дьявол — это порождение окружающего общественного зла. Пролетарские протесты. Студенческие бунты. Вот религиозные фанатики и ждут сначала появления Антихриста, который погрузит мир в хаос, а потом Господа, который услышит их молитвы и приведет Спасителя. В общем, история стара, как наши грехи.

 

 

Обманываться, конечно, не стоит: «Омен. Первое знамение» не переосмысляет отношения человека и церкви. Это достойный наследник классики с винтажным антуражем, мистической аурой и прелестями боди-хоррора. Беда в том, что экранные ужасы слишком очевидны. К тому же уже в начале девушке говорят, что ей уготовано великое будущее. И где пространство для фантазии?

Фильм о беременности как метафоре духовного кризиса и грядущих перемен заявляет, что судьба — это дьявол, а мы — его слуги. Рождение и смерть — это боль. Религиозный фанатизм — такой же сатанизм. И вообще, скоро человечеству кирдык. Люди хотят видеть мир в огне, чтобы вернуть грешников в лоно церкви. Главное — веровать истово.

 

Фотографии: 20th Century Studios