В новом выпуске «Кино на выходные» наш критик Артур Завгородний пытается понять, почему «Побег из Шоушенка» является одним из самых популярных фильмов всех времен. В экранизации повести Стивена Кинга главный герой, осужденный за убийство, попадает в тюрьму и преподносит сокамерникам важный жизненный урок.

Автор: Артур Завгородний

 

«Побег из Шоушенка»/The Shawshank Redemption

В ролях

Тим Роббинс, Морган Фриман, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун

Режиссер

Фрэнк Дарабонт

 

 

Тюремная драма Фрэнка Дарабонта провалилась в прокате, получила несколько номинаций на «Оскар», стала телевизионным фаворитом и до сих пор остается самым народным голливудским фильмом. Почему? Дело в самом названии. Сентиментальный дебют Дарабонта, на тот момент всего-навсего сценариста второй «Мухи» и третьих «Кошмаров на улице Вязов», не столько о побеге, сколько о спасении. Помните сцену с протянутыми к небу руками под дождем?

Действие происходит в середине прошлого века. Молодой банкир Энди Дюфрейн оказывается за решеткой за убийство жены и ее любовника. В тюрьме, похожей на готический собор и средневековую крепость, его насилуют, избивают, унижают и заставляют работать на деспотичную власть. Строгий режим превращает Дюфрейна в раба и мученика, фигуру романтическую, почти библейскую.

 

 

«Побег из Шоушенка» — притча о том, что не все на свете сделано из серого камня. Главный герой — тихоня, поначалу изгой, этакий агнец среди волков. Он собирает вокруг себя заключенных, будто апостолов. Отсюда и шутка, что в Шоушенке все невиновны. Вместе они обедают за одним столом, ремонтируют крышу, смакуют ледяное пиво, замирают под арию Моцарта и обустраивают библиотеку, на которую Энди с трудом выбивает деньги у чиновников. В отличие от узников Шоушенка, которые убивают время, ожидая смерти, герой не предается страху. Он проявляет характер, сопротивляется тирании и верит в свободу духа, даже если тело загибается в застенках. «Спасение лежит внутри», — протягивает ему Библию начальник тюрьмы, что звучит, конечно, иронично.

 

 

Дюфрейн воспитывает и вдохновляет своих сокамерников, внушая им духовную силу. В фильме немало намеков на божественное. Энди страдает за чужие грехи. Молоточек, которым он пробивает себе путь к свободе, спрятан в Библии, причем в главе «Исход». В то же время директор тюрьмы хранит черную бухгалтерию за вышивкой со словами о грядущем Суде. Богохульствует вовсе не интеллигент, прикрывающий дыру в стене голливудскими красотками, а начальник — лживый, циничный, религиозный напоказ, мнящий себя господином и готовый на любую подлость.

 

 

Надежда — это всегда вопрос веры, которую потеряли заключенные Шоушенка, кроме Энди Дюфрейна. Для него терпение и труд все перетрут. Главное — вовремя менять плакаты, украшающие унылую камеру. На одном из таких герою улыбается Рита Хэйворт из фильма «Гильда», который постоянно крутят в тюремном кинотеатре. Богиня нуара в этой классике, по сути, тоже играет роль заключенной, но для Дюфрейна она олицетворяет мечту. Путь на волю лежит для него через важнейшее из искусств. В конце концов, проползти через реки дерьма и выйти чистым может только герой легенды, рассказанной за кадром мудрым сокамерником, преисполненным сожалений.

«Побег из Шоушенка» — благородная, глубоко идеалистическая и в хорошем смысле старомодная история, которая призывает не отчаиваться даже в самые мрачные и одинокие времена. Тюрьма не сломает, если не умрет надежда. Именно она наполняет жизнь смыслом. Одних надежда сводит с ума, но в других она вселяет веру в чудеса. Так что откройте холодное пиво и наслаждайтесь. Трагическая судьба Энди Дюфрейна найдет живой отклик у каждого зрителя, даже если он не окружен стенами и решетками.

 

Фотографии: «Иноекино»