«Виды доброты»: Беспределы контроля в фильме Йоргоса Лантимоса
Секта, секс и сногсшибательный танец от режиссера «Убийства священного оленя» и «Лобстера»
Не прошло и года, как главный абсурдист современности Йоргос Лантимос показал новый фильм с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо. После душных и декоративно избыточных «Бедных-несчастных», взявших «Золотого льва» в Венеции, «Виды доброты» — это глоток свежего воздуха. Фильм длится почти три часа и рассказывает три истории, где выступают одни и те же актеры, но в разных ролях. И это чистейший абсурд, где доброта есть только в названии.
Автор: Артур Завгородний
«Виды доброты»/Kinds of Kindness
В ролях
Эмма Стоун, Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли, Хонг Чау
Режиссер
Йоргос Лантимос
Йоргос Лантимос сделал странный, тревожный и ироничный триптих. «Виды доброты», где появляются три Джесси Племонса, три Уиллема Дефо и три Эммы Стоун, выглядят как три самостоятельных фильма, но все сюжеты скреплены одним смыслом — режиссер выворачивает наизнанку и доводит до абсурда человеческие отношения.
В первой истории Джесси Племонс играет офисного работника, чью жизнь контролирует его начальник, которого играет Уиллем Дефо. Герою указывают, что носить, читать, пить, есть и когда заниматься сексом. Каждый день — новые инструкции. Босс, возомнивший себя Богом, устанавливает законы и следит за их выполнением. Герой лишен выбора. Но когда ему приказывают убить человека, он отказывается — и договор тут же отменяется.
Во второй истории Племонс в роли полицейского тоскует по пропавшей жене, которую играет Эмма Стоун. Когда она вдруг возвращается домой, герой сомневается, действительно ли эта женщина является его женой. Ей жмет ее же обувь. Она не может вспомнить любимую песню мужа. А шоколад, который она всю жизнь ненавидела, теперь ест ложками. Муж уверен, что жену подменили, а друзья думают, что он сошел с ума. Паранойя разыгрывается не на шутку: он требует, чтобы любимая отрезала себе палец, зажарила его и подала на блюде.
В последней истории снова выступают Стоун и Племонс, но теперь они — члены секты. Парочка занята поиском девушки, которая якобы воскрешает мертвых. Но целительницу они ищут не просто так, а потому что Стоун и Племонс борются за внимание лидеров этой секты, где самых верных вознаграждают сексом. Правда, перед этим с твоего тела слижут пот, чтобы понять, насколько ты чистый. Недаром говорят, буржуазные семьи настолько влюблены в себя, что инцест между ними неизбежен. И ради блуда люди приносят себя в жертву.
Фильм о познании себя в обществе заявляет: человек одержим желанием подчинять и подчиняться. Свобода — это рабство. Бытие лишено смысла, но каждый по-своему пытается его контролировать. Неслучайно в начале звучит песня Sweet Dreams, где проговаривается главная мысль картины: некоторые люди хотят использовать вас, а некоторые — издеваться над вами. Песня о мечтах очень точно задает тон.
Лантимос показывает мир индивидуализма, гедонизма и лицемерия, а кругом одни дураки, тираны и фанатики. Вот и доброта проявляется таким извращенным образом. Через абсурд выражается настоящее. Появляется все больше диких ритуалов и запретов. Нет ни выбора, ни великой цели, ни абсолютной свободы. Один бьет, другой позволяет бить. Откажешь — будешь наказан. И каждый готов убить или умереть, делая вид доброты.
Фотографии: Searchlight Pictures