Мистико-сатанинский триллер об агенте, который преследует загадочного маньяка, стал сенсацией американского проката. «Длинноногий», который в российских кинотеатрах вышел как «Собиратель душ», — это новый фильм Осгуда Перкинса, сына Энтони Перкинса, сыгравшего Нормана Бейтса в хичкоковском «Психо». Наш критик Артур Завгородний убежден, что нашумевший триллер Перкинса не так страшен, как его малюют.

Автор: Артур Завгородний

 

«Собиратель душ» / Longlegs

В ролях

Майка Монро, Николас Кейдж, Блэр Андервуд

Режиссер

Осгуд Перкинс

 

 

Молодому агенту ФБР Ли Харкер поручают поймать маньяка по прозвищу Длинноногий. Десять домов. Десять семей. Ни следов, ни свидетелей. И вот девушка погружается в жуткую историю американской глубинки и выясняет, что она связана с Длинноногим, который поклоняется Сатане и оставляет фэбээровцам записки с шифром.

Режиссера Осгуда Перкинса объявили одним из важнейших авторов эпохи постхоррора, а его «Собирателя душ» — лучшим триллером со времен «Молчания ягнят», почему-то забывая о великих финчеровских «Семь» и «Зодиак», которые элегантнее и драматичнее. Но нельзя не признать, что Перкинс в самом деле знает толк в зловещих образах и вязкой атмосфере.

 

 

Николас Кейдж по традиции играет безумца. Майка Монро подражает Кларисе Старлинг, которая тоже пыталась преодолеть свои страхи. История разделена на главы, формат изображения меняется. Режиссер этого мрачного медляка явно смакует каждый кадр, запечатляя унылое американское захолустье.

В прошлом Перкинс сделал мрачную сказку «Гретель и Гензель», тоже о девочке с даром и темных силах. И здесь он также демонстрирует владение кинематографической культурой. Используя знакомые жанровые приемы и строгие композиции, он уходит в глубокую метафизику, напоминая хоррор «Синистер». Маньяка никто не видел, но его дух витает чуть ли не в каждой сцене, и только тихоня Ли это чувствует, ведь она вроде как провидец.

 

 

«Собиратель душ» лишь делает вид, что копается в истории Америки. В кадре видны портреты Никсона и Клинтона. Ведутся разговоры о пришествии Дьявола. Но в остальном это вялое детективное расследование с числом зверя, кругами ада, сатанинским культом, демонической куклой и набожной мамашей с темным прошлым. Лучшее, что есть в фильме, — это тревожное настроение вкупе с дикими выходками Кейджа, нагнетающего психоз.

 

 

Расследование, разумеется, заканчивается встречей агента с маньяком. Девушка оказывается избранной, а говорящий загадками убийца — слугой Сатаны, который своим «ку-ку» преследует героиню с самого детства. В общем, этот красивый по форме, но абсолютно пустой по сути фильм является не чем иным, как классическим «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Ближе к концу режиссер превращает криминальный триллер в сказку о родовом проклятии и без какой-либо хитрости и изящества объясняет, что произошло на самом деле. Ничто в жизни не дается просто так — всегда приходится что-то отдавать. Возможно, даже душу. Бог умер, Дьявол жив, а напуганная блондинка останется в искусстве навсегда. Hail Satan!

 

Фотографии: «Атмосфера кино»