Новый фильм о космических тварях снова находится на стыке ужасов и фантастики, прошлого и будущего. Сюжет «Ромула» разворачивается между «Чужим» и «Чужими». Классику Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, изменившую облик мировой кинофантастики, продолжил Феде Альварес, известный хоррором «Зловещие мертвецы» и триллером «Не дыши». Критик Артур Завгородний попытался разобраться в главном блокбастере лета, где уже нет ни кота, ни Сигурни Уивер.

Автор: Артур Завгородний

 

«Чужой: Ромул»/Alien: Romulus

В РОЛЯХ

Кейли Спейни, Арчи Рено, Изабела Мерсед, Спайк Ферн, Айлин У

РЕЖИССЕР

Феде Альварес

Действие нового «Чужого» происходит вскоре после того, как Рипли выбросила ксеноморфа из «Ностромо». Корпорация «Вейланд-Ютани» превратила жизнь рабочих в кромешный ад. Солнца на шахтерской планете не видно. Грязь, дождь, духота. Люди живут в нищете и разрухе, а светлое будущее им только снится. Именно поэтому компашка молодых ребят и робот летят на заброшенную орбитальную станцию, чтобы украсть оборудование и скорее эвакуироваться на другую планету.

 

 

Оказавшись на заброшке, герои сталкиваются с монстрами. Там же их ждут зловещие коридоры, освещенные аварийными сигналами, лицехваты, насилующие человеческие лица, и слюнявые ксеноморфы, рвущие все живое. В этом смысле новый «Чужой», названный для пущей серьезности в честь античного мифа, толком не отличается от прошлых фильмов.

В общих чертах завязка похожа на то, что мы видели в триллере «Не дыши» того же Альвареса, где ребята залезают в чужой дом, а там их во всеоружии встречает слепой дядька. И вот всей душой хочется полюбить «Ромула», но авторы нас ничем не удивляют и ничего не пытаются переосмыслить ни по форме, ни по содержанию. Вместо этого они любуются ретро-хай-теком и наполняют сюжет захватывающими эпизодами с беготней, стрельбой и криками.

 

 

«Ромул» явно целится в молодое поколение, поэтому главные герои вообще не похожи на пролетариев. Посмотрите, какие лица были в «Чужом» и «Чужом 3». Но обидно еще то, что перед нами всего лишь коллаж из наработок Скотта, Кэмерона и даже Жан-Пьера Жене. Воспринимать такую чистоту стиля и духа как возвращение к классике, посвящение старикам или отказом рисковать — решать зрителю, но, очевидно, смелости сделать что-то радикальное хватило только у Дэвида Финчера, который придал судьбе Рипли апокалиптический смысл.

 

 

Блокбастер получился живым, эффектным, пространство детально проработано, режиссер не тянет с интригой, которой, если вдуматься, вообще нет, а зрителям наконец-то внятно объясняют, почему корпорации так нужен ксеноморф. Неудивительно, что чудовище гораздо интереснее людей. Критики не раз замечали, что «Чужие» всегда пытаются говорить о вечном, будь то тайны мироздания, страх перед новой жизнью, ужас покорения потустороннего, возвращение карающего божества и торжество космического феминизма.

«Ромул» же показывает, как капитализм толкает человека к постгуманизму. Страшный эксперимент корпорации и есть кульминация «прогресса», где после смерти Бога готовятся к смерти человека. Вот он — конец истории, обрекающий людей на столкновение с монстром. Человек перестает быть собой и превращается в мерзкую тварь, разрывающую промежность.

Таким Голливуд видит завтрашний день, который уже становится сегодняшним. Стоит задуматься: кто является истинным злом, инопланетянин или корпорация? И что делать? Стать жертвой тех, кто возомнил себя богами, или, как главная героиня, дать бой такому «прогрессу», а потом затеряться в космической пустоте, заснуть глубоким сном и, возможно, уже никогда не просыпаться.

 

Фотографии: 20th Century Studios