Текст: Алиса Таёжная
Супергеройский фильм, где главная героиня не носит доспехи и не тусуется с мстителями и Лигой справедливости, — это с нами наконец случилось. Уставшая хозяйка прачечной Эвелин (Мишель Йео, актриса «Крадущегося тигра, невидимого дракона» и «Мемуаров гейши») еле терпит мямлю мужа Вэймонда (Ке Хюи Куан) и дочку-подростка Джой (Стефани Сюй), которая вопреки имени не особенно приносит ей радость. У Эвелин есть моральный долг перед отцом в деменции и сотни счетов, которые регулярно необходимо сдавать в налоговую, оправдываясь за каждую мелочь, например за микрофон для караоке и украшения на китайский Новый год. Скрепя сердце она принимает, что ее дочь — лесбиянка, но совсем не хочет видеть ее девушку на семейных торжествах: «Видишь, какая я толерантная, но…» Встреча с налоговым инспектором (угрожающая Джейми Ли Кёртис, как будто воскресшая из «Хэллоина» со стороны зла) — самое большое событие в буднях Эвелин.
Но в этот раз, снова суетясь со счетами в роли просящей, Эвелин впервые чувствует суперсилу и присутствие кого-то другого. Перевоплотившийся муж похищает ее альтер эго на беседу в чулан. Оказывается, жизнь Эвелин — сеть случайных совпадений и маленьких выборов, прожить которые в других измерениях и воплощениях она могла бессчетное количество раз. Выйти за другого, приобрести другую профессию, победить страхи и совсем иначе построить отношения с дочкой. А еще она могла быть животным или камнем — мыслящим и пофигистичным. Оказывается, богатая и разнообразная жизнь не исчерпывается прачечной, перепалками с мужем и дочкой, и утраченные возможности, иллюзии и воспоминания налипают на мозг Эвелин все и сразу. Ее трип в два часа — пугающий, непредсказуемый, комичный и стремительный — то, что зрители проживут с ней вместе, теряя ориентацию во времени и пространстве.
«Всё везде и сразу»
Everything Everywhere All at Once
Режиссеры
Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт
В ролях
Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Сценарий
Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт
Если вы помните абсурдную черную комедию «Человек — швейцарский нож», где герой Пола Дано, чтобы спастись, придумал трупу спутника десяток странных применений, то можете догадаться, что с живыми людьми вытворяют два режиссера по имени Дэн (в титрах они обозначают себя как Дэниелсы). Дэниэлсы не Коэны, но тоже братья по разуму — в лучшем смысле маловменяемые и неудержимые. Таким творческим людям редко доверяют большие бюджеты, и «Всё везде и сразу» — пример того, что продюсерам стоит рисковать. Хотя бы для разнообразия.
Если что-то и приходит в голову в сравнении с этим фильмом, то анимационный взрыв «Игра разума» Масааки Юасы, который гнулся и летал в голове, сбивая фокус меняющимся ритмом и стилями. Или «Паприка» Сатоси Кона, напрочь лишенная линейной мейнстримовой логики. Здесь — та же какофония, которая может сильно притомить уже в середине: дефиле в стиле Леди Гаги, кунг-фу, входы и выходы из пустоты, далекие галактики, фантастические твари и диалоги о смысле жизни в духе Терренса Малика, щекочущие иронией. На Джейми Ли Кёртис в роли суперзлодейки на занудной работе можно смотреть вечно: со времен «Чумовой пятницы» никому не приходило в голову так использовать ее комедийный сверхталант.
«Всё везде и сразу» нагнетает и высмеивает собственный пафос. Какая в самом деле разница, кто ты и чем занимаешься: ты — целая вселенная, только у себя в голове. В мире есть миллионы людей-частиц с уникальной судьбой и комбинацией событий, всего несколько сотен невероятных личностей и одна суперсила, на которой держится всё. Мизерный шанс — оказаться внутри этой мясорубки, и сделать главной героиней эпика китайскую женщину из прачечной, а не межгалактического силача — правда безумная идея для большого экрана. Дэниелсы демонстрируют, как редко к массовому кино с аттракционами режиссеры в наши дни относятся как к стране чудес, как мало возможностей использует мейнстрим, чтобы покатать зрителей на американских горках. «Всё везде и сразу» — одновременно воплощение и сатира на клиповое мышление; фильм, по сравнению с которым любой СДВГ покажется черепашьим ползанием.
Что немного разочаровывает к финалу, встряска зрителя снова сводится к типичному катарсису обычного человека. Каждого мучают слова, вовремя не сказанные родителям, чувство вины за не самый выигрышный выбор, близкие, с которыми годами не получалось найти понимание. Стоило ли пускаться в неоновый психоделический трип, чтобы Эвелин решила несложную головоломку, которую в несколько сессий разбирают у психотерапевта? С другой стороны, если хотя бы кто-то решит снимать семейное кино под впечатлением от диких Дэниелсов, мейнстрим наконец встряхнется от многолетней дремы и вспомнит, что кино еще может быть праздником. Вечеринкой, уносящей зрителей помимо их воли через все пять чувств. Жанр «отрыв башки» пора выделить в отдельную категорию.
Смотреть?
Да
обложка: «Вольга»