Жизнь вышедшего из тюрьмы мотоциклиста радикально меняется, когда он находит бродячую собаку. «Черного пса» китайца Гуань Ху уже показывают во всех кинотеатрах страны. Критик Артур Завгородний горячо рекомендует эту тихую историю с тигром, щеночками и волком, победившую в каннском «Особом взгляде».
Автор: Артур Завгородний
«Черный пес»/Gou zhen
Режиссер
Гуань Ху
В ролях
Эдди Пэн, Сяо Синь, Цзя Чжанкэ, Тун Лия
Покой китайской глуши нарушает стая диких собак. Самую бешеную из них приручает главный герой. Лан только-только освободился, а ведь когда-то он был мотоциклистом и выступал в цирке. После долгого заключения герой возвращается в отчий дом. Город не узнать. Кругом разруха. Его никто не ждет. Работы нет. Отец при смерти. И как только Лан появляется на районе, его преследуют, заставляя покаяться. В этом исчезающем городке единственным другом оказывается бродячий пес, такой же побитый и всеми гонимый. Круглая сирота.
Критики не просто так говорят, что сегодня китайское, а не голливудское кино является самым умным в мире. Китайским кинематографистам до сих пор интересен именно человек. «Черный пес» — как раз такое кино, причем снятое режиссером «Восьми сотен», воинственного блокбастера, который реабилитирует Гоминьдан и воспевает величие китайской нации.
Но патриотический масскульт не съел режиссера. Гуань Ху не капитулировал и изящно изобразил дружбу одинокого бедняка и тощего пса. В унылом городе остались лишь одичавшие животные, руины жилых домов и пролетарские столовые, где герой так вкусно жует лапшу. И все это происходит в преддверии летней Олимпиады.
Лан почти всю дорогу молчит, а собака рычит и лает, вот-вот прыгнет и загрызет — но не потому, что она злая. Черный пес — двойник героя, у которого в жизни тоже все сурово, а порой даже жестоко. На самом деле фильм можно смотреть без субтитров. Автор указывает на место рабочего человека в современном мире, где жизнь застыла.
Глобальные события происходят вроде и близко, но далеко. Неслучайно в кадре появляется еще один известный китаец — режиссер Цзя Чжанкэ, объявленный главным летописцем новейшей китайской истории. Он тоже принадлежит к тем реалистам, которые заняты острой социалкой.
Гуань Ху понимает городскую тоску, запечатлевая пустоту заброшенных кварталов, пыльных степей и человеческих отношений. Он долго вглядывается в мертвое пространство, дикую природу и хмурые лица. Город сносят, звучит знаменитый хит Pink Floyd и герой с щенком в рюкзаке мчится вдаль уже с улыбкой. Режиссер внушает надежду, но мы-то знаем, что собака, как человек, бывает кусачей только от жизни собачьей.
Фотографии: Mainstream