В кино показывают яркую сатиру с Деми Мур и Маргарет Куолли, которая во многом похожа на «Смерть ей к лицу» Роберта Земекиса. Звезда больших и малых экранов узнает, что она никому не нужна, потому что в этом мире женщина стареет как хлеб, а не как вино. Почему «Субстанция», получившая на Каннском кинофестивале приз за сценарий, является фильмом года, рассуждает наш критик Артур Завгородний.
Автор: Артур Завгородний
«Субстанция»/The Substance
Режиссер
Корали Фаржа
В ролях
Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд
Режиссер Корали Фаржа приготовила дикую смесь из Кроненберга, Линча, Кубрика, Аронофски, Де Пальмы, Полански, Юзны, Гордона и много чего еще. Получилась смачная сатира с мощным, страшным и совершенно безобразным воображением.
«Субстанцией» называют чудо-жидкость, которую вводит в свое тело главная героиня. Женщину зовут Элизабет Спаркл, то есть Сияющая, и ее только что выгнали с телевидения, потому что в шоу-бизнесе нужны молодые и горячие. Элизабет слишком стара для света софитов и вспышек фотокамер. Даже ее именная звезда на голливудской «Аллее» треснула.
Элизабет в отчаянии пичкает себя веществом, природу которого никто не знает. Реакция наступает мгновенно, но побочные эффекты пока неизвестны. Ее тело разрывается пополам и оттуда вылезает девушка. Элизабет и ее двойник Сью, как заявлено в рекламе этого волшебного препарата, являются одним целым, хотя каждая существует отдельно.
Сью молода и прекрасна. Никаких морщин и складок. Ангел во плоти. Она сразу занимает прежнее место Элизабет, но рождение всегда болезненно. Героини в прямом смысле должны питать друг друга, поддерживать жизнь и меняться каждую неделю. Пока одна пляшет перед камерами и красуется в модном глянце, другая лежит в ванной в кромешной темноте. И конечно, это начинает злить Элизабет.
«Соблюдайте баланс», — предупреждает голос в телефоне, намекая, с каким кошмаром героине придется столкнуться. Элизабет хотела быть чем-то великим, но только не собой. Женщине обещали чуть ли не вечную жизнь, но у нее начинает гнить плоть, выпадать волосы, зубы, ногти. Она меняется самым фундаментальным образом, что даже не решается выйти из дома.
«Субстанция» — не только боди-хоррор с безупречными в своей мерзости эффектами. Фильм является вполне серьезным разговором о человеке, который не хочет быть собой. Он доводит себя до чудовищного уродства и полного разложения. И вот уже нет никакой Элизабет — только Сью, которая так же порочна, а значит, и ее дни сочтены. Мутация тела и духа не имеет границ. В конце концов этот эксперимент ведет к появлению нового постчеловеческого существа. Неслучайно звучит величественная симфония Штрауса из «Космической одиссеи», классической фантастики о судьбе человечества.
Женщина пытается исцелиться и преобразиться, обрекая себя на вечное рабство субстанции, лишь бы сверкнуть улыбкой в прямом эфире. Сначала эту субстанцию любят, потом ненавидят, а затем от нее зависят. Но отказаться страшно, потому что слишком велик соблазн. Человек теряет самобытность и самостоятельность, но главное — всякий смысл. Идеальный двойник становится в чем-то более настоящим и живым, чем Элизабет.
Персонажи не выдерживают испытания, но автор не говорит, что они больны. Он не указывает на капитал, который неминуемо превращает человека в товар, зато, безбожно затягивая сюжет и злоупотребляя клиповым монтажом, гламуром и рапидом, видит угрозу в консервативном обществе, где мужики-сволочи фетишизируют тело и толкают женщин на извращения.
Ужас-ужас. Фильм можно воспринимать и как жуткую изнанку шоу-бизнеса, и как банальное феминистское высказывание, где женщина не способна договориться даже с собой, и как абсурдную проповедь мизантропии, а еще как историю появления постчеловеческих форм жизни и телесности. Люди всерьез верят в миф об эволюции, где они достигают совершенства. Но, отрицая себя, человек совершает самоубийство, заливая кровью все общество.
Фотографии: «Вольга»