«Ученик»: Дональд расправил плечи
Фильм из каннского конкурса о самозванце, который мечтает разбогатеть и прославиться
Пока Дональд Трамп ругался с Камалой Харрис, американцам показали, как ковался капитал и культ личности главного популиста Америки. Видимо, теперь богатейшим мира сего необходимо срочно определиться, на чьей они стороне. Каким получился фильм, где скандальный адвокат опекает амбициозного бизнесмена, рассказывает критик Артур Завгородний.
Автор: Артур Завгородний
«Ученик. Восхождение Трампа»/The Apprentice
режиссер
Али Аббаси
В ролях
Себастиан Стэн, Джереми Стронг, Мария Бакалова, Мартин Донован
Голливуд, пытаясь обрушить на Трампа свой гнев, а на самом деле — свой страх, показал перед выборами фильм о его взлетах и падениях. Прогрессивные американцы возрадовались, хотя смаковать здесь нечего. А кто верит, что Трамп придет — порядок наведет, взбесились. Особенно после истории с покушением.
В фильме «Ученик» молодой блондин, мечтающий сделать великой не столько Америку, сколько себя любимого, выставлен жуликом, авантюристом и преступником. И вроде бы хочется крикнуть: «Позор пропагандистам!», но не получается.
В центре сюжета — связь бизнесмена с адвокатом Роем Коном. История их отношений уже была изложена в эссе Vanity Fair «Как безжалостный симбиоз Дональда Трампа и Роя Кона изменил Америку», и главная мысль фильма сводится как раз к тому, что Трамп без Кона был всего-навсего мальчишкой в тени богатого отца-застройщика.
Зрителю показывают, как Трамп унижается, собирая деньги с бедных жильцов многоэтажек, построенных папашей. Однажды юного предпринимателя замечает ушлый адвокат, который дружит с Никсоном и всяким нью-йоркским криминалом. А когда дело Трампов доходит до суда, Кон решает защищать и воспитывать малыша Донни, объясняя, как ненавидеть коммунистов, шантажировать чиновников и угрожать тем, кто может встать на его пути.
Режиссер Али Аббаси, известный триллером о маньяке «Убийца „Священный паук“», не превращает жизнь политика в пародию или агитку. История восхождения Трампа стилизована под ретро и изображена в виде череды встреч и событий, в том числе один минет и одно изнасилование. В кадре много секса и роскоши. На наших глазах пухнет семейная империя и сам герой. Но вот вопрос: в чем же интрига?
Мы наблюдаем за банальным изложением происшествий, где почти нет политики — только бизнес, а вызывающее поведение персонажей мало что говорит об Америке и даже о самом Трампе. Фильм скорее демонстрирует, что такое капитализм и какие люди его делают. Америка — это гигантская корпорация, и каждый человек в ней — либо товар, либо клиент.
Правда в том, что Трамп — Трамп не потому, что он Трамп, а потому, что капитал превыше всего. Власть он получил не потому, что мастерски владел искусством сделки, а потому, что он при деньгах, что и привело его в Белый дом много лет спустя. Это и хотели сказать авторы, причем с явным отвращением к герою. Что ж, получилось не гениально, но весьма увлекательно, да и то благодаря впечатляющему перевоплощению Себастиана Стэна, который ловко поджимает губы и теребит шевелюру.
Кроме простоты высказывания, беда этой драмы в том, что зрителю внушают, что лицо капитализма — это исключительно Трамп, подлый, циничный, наглый, безупречно успешный и бесконечно богатый, хотя дело вовсе не в личности, а в самой природе капитализма: что бы ни случилось, всегда атакуй, все отрицай и веди себя как победитель.
Фотографии: «Атмосфера кино»