Социальную драму с Барри Кеоганом и Францем Роговским из конкурса последнего Каннского фестиваля теперь можно увидеть на больших экранах. «Птица» рассказывает о бедной девочке в английском захолустье, где люди с малых лет убиваются бухлом и наркотой, а потом плодят нищету. О новом фильме Андреа Арнольд, где сюжет не всегда видно за красотой кадра, рассказывает наш критик Артур Завгородний.
Автор: Артур Завгородний
«Птица»/Bird
В ролях
Франц Роговский, Барри Кеоган, Никия Адамс
Режиссер
Андреа Арнольд
Девчонка Бейли ведет себя как хулиганка всему миру назло, потому что по-другому не выжить, когда тебя окружают дураки, пьяницы и наркоши. Ее мать живет с жестоким любовником, а отец по имени Баг, то есть Жук, — последний раздолбай. Он готовится к свадьбе и новой семейной жизни, веселится под «Jolly Fucker», возится с целительной жабой чаще, чем с дочкой, и вообще ведет себя как ребенок.
Герои фильма — сирая и убогая шпана, которая сбивается в стаи, скитается по загаженным и измалеванным граффити квартирам и болтается без дела, мечтая быстро разбогатеть. Пока старший брат промышляет бандитизмом, сама Бейли встречает чудика, который представляется Бердом, то есть Птицей. Странный худощавый бродяга в юбке и сандалиях на босу ногу ищет отчий дом, и Бейли готова ему помочь.
«Птица» — кино грустное, иногда даже жесткое, но Андреа Арнольд за эти два часа совершенно не знает, что сказать об одиночестве униженных и оскорбленных и той жуткой нищете, которую она показывает. Режиссер внимательна к деталям образа жизни и, подражая Терренсу Малику, с упоением разглядывает людей, бабочек, лошадок и птичек, бросая взгляд на просторы и небеса, всегда крупно, снимая с руки. Не зря за камеру взялся венецианский лауреат Робби Райан.
Жизнь юной бунтарки выглядит угрюмо, но с налетом «романтики». Однако соцреализм в духе Кена Лоуча («Кес», «Милые шестнадцать лет»), еще одного англичанина, который занимается пролетарскими драмами, не придает сюжету никакого веса. Вообще, социального у Арнольд мало. «Птица» лишь слегка похожа на ее же прекрасный «Аквариум» с Майклом Фассбендером, но здесь меньше драмы и больше эстетства, чтобы показать, как важно скрыться от тесноты и одиночества. Правда, куда бежать — никто не знает.
Пожалуй, зрителю запомнится только актер Барри Кеоган, и то потому, что он весь покрыт татуировками. Люди в этом мире обижены, рассержены и напуганы, и, по замыслу автора, мы должны разделить их печаль. Хотя и так понятно, что мы в ответе за тех, кого родили, и что нужно учиться любить, заботиться, уважать и всегда быть верными, а еще, как говорится, найти своих и успокоиться.
«Птица» тосклива, как среда обитания главных героев, но не так мучительна и безнадежна. Арнольд преображает жизнь на дне, где и родителям в тягость, и дети скучают, уходя в сказку, где человек волшебным образом может опериться и улететь в прекрасное далеко. Здесь и название фильма проясняется. Впрочем, все это кажется бессмысленным.
Фотографии: «Кинопоиск»