«Присяжный номер два»: Судебная драма Клинта Иствуда, где разоблачают американский миф
Встать! Суд идет!
«Присяжного номер два» называют последним фильмом 94-летнего Клинта Иствуда. Грустно, если его карьера закончится именно на этой как бы хичкоковской драме, где судят «не того человека». Сам режиссер не появляется в кадре, зато видно, что с годами старик не размяк. Обидно только, что фильм не выдающийся.
Автор: Артур Завгородний
«Присяжный номер два» / Juror #2
В ролях
Николас Холт, Тони Коллетт, Крис Мессина, Зои Дойч, Дж. К. Симмонс
Режиссер
Клинт Иствуд
Ночь. Дождь. Девушка выбегает из кабака. Ее преследует мужчина. Они ругаются, ссора обостряется, а на утро ее тело находят под мостом. Мужчину обвиняют в убийстве. Полиция уверена, что поймала злодея, остальное их уже не волнует. Но главный герой в фильме Клинта Иствуда вовсе не он, а присяжный под номером два.
Суд идет во время выборов, прокурор рвется в политику, поэтому ей важно выиграть дело. Однако адвокат подозревает, что все не так просто. И ведь он прав. В ту роковую ночь один из присяжных был в кабаке, и именно этот человек убил девушку.
Иствуд не превращает судебную драму в криминальный детектив, и в этом, наверное, главная беда фильма. Сюжет, уже затоптанный донельзя, разворачивается медленно, если не сказать вяло, а весь смысл сводится к классическому жанровому конфликту о преступлении и наказании. Тайное станет явным или убийца окажется на свободе?
«Присяжный номер два» не столько о законе и порядке в Америке, сколько о гражданине, которого мучает совесть. Дело в том, что главный герой не может признаться в убийстве, ведь дома его ждет беременная жена, с которой он в День всех святых переоденется в персонажей «Американской готики» Гранта Вуда. Герой даже не спешит каяться. Его удел — заставить других сомневаться.
«Все, что он [Иствуд] снимает, нужно и важно хотя бы потому, что так давно уже не снимает никто», — когда-то заметили критики, называя Иствуда мифом. Прежде всего, мифом об Америке. Простоте истории и кадра старик научился у ремесленников Теда Поста и Дона Сигела. Он не суетится и показывает жизнь тихо, старомодно, что неудивительно, если вспомнить возраст режиссера.
Однажды Иствуд уже рассказал об американце, которого в одночасье из национального героя превратили во врага народа. Тот фильм назывался «Дело Ричарда Джуэлла». Здесь опять два героя — человек и государство, но все чуть-чуть по-другому. Сюжет скромный, вообще не богат событиями. Недаром говорят, что в иствудовских фильмах нет случайных сцен, случайных кадров и случайных персонажей.
«Ты идеален!» — с повязкой на глазах, как госпожа Фемида, заявляет герою его жена. А потом мы узнаем, что он совершил убийство, хоть и случайно. Но кому нужна справедливость? Главное — говорить и голосовать, ведь это Америка. И верить. Причем не только в Бога. Поэтому в суде кто говорит красиво, тот и прав.
Фотографии: WarnerBros.Pictures