Фильм чилийца Пабло Ларраина о примадонне Марии Каллас уже появился в Сети. Очевидно, была проделана большая работа, но мелодраматический пафос и трагизм оперной певицы утомляют. Кинобиография получилась слишком буржуазной, тяжелой и тоскливой.

Автор: Артур Завгородний

 

«Мария»/Maria

В ролях

Анджелина Джоли, Пьерфранческо Фавино, Альба Рорвахер

Режиссер

Пабло Ларраин

Мария Каллас — фигура, надо понимать, печальная. Оперная дива в исполнении Анджелины Джоли потеряла голос, покинула мировую сцену и теперь живет прошлым, тоскуя по былой славе. Каллас до сих пор узнают в кафе и ресторанах, но случайные встречные похожи на ее предсмертные фантазии. Женщина все еще жаждет внимания и лести.

 

 

Героиня живет затворницей в окружении антикварной роскоши. В парижской квартире ее арии слушают только кухарка и дворецкий. Реже вживую — чаще в записи. Она гуляет по осенним бульварам, представляя, что дает интервью для телевидения, хотя на самом деле ее единственные зрители — это мы. Так начинается ходьба по мукам великой Марии Каллас.

 

 

Режиссер Пабло Ларраин, посвятивший себя грустным и богатым женщинам («Джеки» с Натали Портман в роли вдовы Кеннеди и «Спенсер» с Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы), рассказывает о Каллас странным образом. Фильм соткан из флешбэков, ничего драматического не происходит, документальные кадры появляются лишь в титрах, а все потому, что «Мария» — не столько о событиях, сколько о состоянии женщины, которая всю жизнь пела для кого-то, а не для себя. Отдельная история — ее отношения с мужчинами, которые любят секс больше, чем оперу.

Мария Каллас — особа царственная, гордая, капризная. Вокал исхудавшей Джоли сливается с голосом самой певицы. Камера любуется ее лицом, походкой и нарядами. Однако именно это и сковывает сюжет. Режиссер, актриса, зритель — все являются заложниками гламурной примадонны, которая воплощает миф, историю и саму вечность. Не просто так ее прозвали La Divina, то есть Божественная. Но трагизм Каллас душит и утомляет.

 

 

«Мария» — история величия и одиночества. Вот только актерское усердие и красота изображения никаких эмоций не вызывают. Зрителю предлагают смотреть, как героиню мучают видения, как она не выпускает изо рта сигарету и тайком от прислуги, которую заставляет передвигать старинный рояль, глотает таблетки вперемешку с фернетом.

Певица всю жизнь мечтала о свободе, но оказалась в клетке собственных воспоминаний. Ее искусство рождается через страдания, а тщеславие граничит с безумием. Однажды она опаздывает на репетицию, но пианист успокаивает: «Вы — Мария Каллас. Вы не опоздали. Просто другие пришли раньше». Не ждите оваций, мадам. Нам показали Каллас, а обещали Марию.

 

Фотографии: The Apartment