«Безмолвное братство»: Америка'88 с Джудом Лоу
Охота на оленей, правый поворот и проповеди о земле обетованной
Призрак бродит по Америке — призрак фашизма. В кинотеатрах тихо идет «Безмолвное братство», где Джуд Лоу пытается накрыть группу правых экстремистов. Фильм из программы Венецианского фестиваля рассказывает историю о том, как в 80-х в американской глубинке радикалы грабили банки и устраивали теракты, призывая белых объединиться.
Автор: Артур Завгородний
«Безмолвное братство» / The Order
В ролях
Джуд Лоу, Николас Холт, Тай Шеридан
Режиссер
Джастин Курзель
«Вы меня пугаете», — признается женщина хмурому федералу, человеку с солидными усами и богатым послужным. Его зовут Терри Хаск. Имея за плечами борьбу с мафией и куклуксклановцами, он приезжает в маленький городок и начинает охоту на банду, которая замышляет госпереворот. Помочь одинокому фэбээровцу берется молодой офицер полиции, у которого товарищ как раз находится в так называемом «Ордене».
Когда весь мир шагает правой, австралиец Джастин Курзель делает весьма социально значимое кино. «Безмолвное братство» показывает, как фашизм расползается по Америке. Лозунги радикалов, ищущих врагов, внутренних и внешних, должны быть близки и понятны брошенному на произвол судьбы рабочему — сделаем что-нибудь снова великим.
Молодчик Роберт Мэтьюс в исполнении Николаса Холта, который уже играл у Курзеля в «Подлинной истории банды Келли», зачитывается «Дневниками Тернера». Для него мир — это место борьбы «своих» с «чужими». Мечтая о белой Америке, Мэтьюс с такими же фанатиками совершает грабежи и теракты, чтобы свергнуть слишком либеральное правительство. Зрителю не просто так в титрах напоминают о нападении на Капитолий сторонниками Трампа.
Режиссер, который в прошлом осовременил Шекспира («Макбет») и рассказал о массовом убийстве («Нитрам», тоже по мотивам реальной истории), не делает из фильма манифест. «Безмолвное братство» — не фильм-крик, а всего-навсего детективный триллер, где преступник и полицейский встречаются лицом к лицу. Чувствуется влияние «Зодиака», «Убивая их тихо», «Из пекла» и творчества Майкла Манна и Уильяма Фридкина. Курзель увлекается суровыми образами и дикими пейзажами вроде извилистых дорог, лесов, рек и гор.
Однако за красотой кадра не видать серьезного разговора о становлении такого радикализма. В фильме нет никакой провокации. Не видно ни авторской дерзости, ни новой эстетики. А избыточная разговорчивость и неофашистский пафос разбавляются лихо поставленными погонями и перестрелками.
Молитвы не спасут. Терпение кончилось. Пришло ваше время, товарищ маузер! И фильм исчерпывается этой мыслью. Но почему шагают правой? Курзель ничего не говорит об условиях, которые становятся почвой для фашизма. Эти силы не возникают спонтанно. Мы требуем перемен, но революция, как показывает «Безмолвное братство», невозможна, если за спиной нет капитала. Хотя бы в виде книги бородатого философа.
Фотографии: «Парадиз»