Что смотреть дома на этой неделе? В рубрике «Кино на выходные» критик Артур Завгородний советует «Подставное тело», где бездарный актер преследует загадочную красотку, бегает с ее шелковыми трусиками и раскрывает заговор. В этом эротическом триллере о роковом влечении, действие которого происходит в Голливуде, Брайан Де Пальма играет в мастера саспенса, подражая «Головокружению» и «Окну во двор».
Автор: Артур Завгородний
«Подставное тело» / Body Double (1984)
В ролях
Крейг Уоссон, Мелани Гриффит, Грегг Генри, Деннис Франц
Режиссер
Брайан Де Пальма
«Подставное тело» (а точнее «Двойник» или «Дублер») выглядит как сборник фирменных приемов Хичкока, но «хичкоковостью» фильм не раздражает. Рискуя показаться вульгарным, режиссер Брайан Де Пальма, за плечами которого уже были «Кэрри», «Прокол» и «Лицо со шрамом», думает в первую очередь о камере и кино.
«Я люблю смотреть», — признается главный герой, актер по имени Джейк Скалли. Оцепенев, лежа в бутафорской могиле, он теряет роль в фильме ужасов, любимую девушку и крышу над головой. Совершенно случайно Джейку предлагают присмотреть за шикарной квартирой с видом на Малхолланд Драйв. Хозяин в отъезде. Квартира пустует. А из окна видно, как в доме напротив танцует голая красотка.
Соблазн слишком велик, поэтому каждый вечер герой подглядывает за танцующей в темноте. Но вскоре страсть сменяется тревогой и отчаянием. Маньяк убивает женщину восхитительно жестоко — он сверлит ее дрелью, что аж кровь капает с потолка. Насилие становится таким же зрелищем, как стриптиз. А еще говорят, в убийстве нет ничего сексуального.
«Подставное тело» возмутительно сексуально. Де Пальма дает пощечину Голливуду, который, как весь шоу-бизнес, зиждется на сексе, смерти и власти. Режиссер, подобно садисту в этом триллере, разыгрывает для героя и зрителя представление, заставляет поверить и влюбиться в фантазию, в то самое подставное тело. Мы все одержимы роковой красавицей, как Норман Бейтс в хичкоковском «Психо», который подглядывает за блондинкой через дыру в стене.
Именно поэтому главным предметом здесь является объектив, будь то камера на съемочной площадке, телескоп, нацеленный на чужие окна, или человеческий глаз. Если вы смотрите — вы становитесь участником преступления, таким же идеальным свидетелем, как главный герой, которого заманивают шелковыми трусиками. Природа кино такова, что все зависит от взгляда. Де Пальма, говорят, в искусстве оптики понимает лучше, чем кто-либо другой из ныне действующих режиссеров.
Одинокий, трусливый и чрезвычайно впечатлительный актер смотрит на любимую соседку со страхом и вожделением. Наблюдая за чужой жизнью, зачарованный герой узнает себя с дурной стороны. Недаром следователь заявляет, что Джейк — не только свидетель убийства, но и любитель подглядывать, а значит — извращенец. Что это, если не депальмовская издевка над публикой, жаждущей зрелищ?
Хотя единственное, о чем мечтает актер, — сыграть наконец-то великую роль. Так он попадает на съемки уже не хоррора, а порно. Иронично, правда? Вот уж где настоящий мир грез. Режиссер размывает грань между фальшивым и подлинным, эротикой и порнографией, сновидением и кинофильмом. Жизнь в объективе оказывается фикцией, порно — иллюзией любви, а женщина мечты — развратной шлюхой. Мы смотрим фильм внутри фильма, и, кому верить в этом пространстве фантазий, декораций, масок и взглядов, известно только автору.
Как в триллере «Прокол», где кинематограф отнимает жизнь у одного и любовь у другого, так и здесь Де Пальма переплетает секс, ужас и трагедию. И если там все страдания сводятся к «идеальному» крику в голливудской дешевке, в этом фильме бедолага так и остается припудренным вампиром, который обречен ласкать не настоящее, а подставное тело.
Фотографии: Columbia Pictures