«Брат 2»: Главный отечественный боевик про мальчика, водочку и обреченное братство
Фашист, нам трофей нужен!

«Брат 2» остается самым популярным фильмом Алексея Балабанова, чья биография делится на до «Брата» и после. Причем оба фильма воспринимаются и как апология патриотизма, и как его критика. В общем-то, там и родился новый национальный герой, романтический и безнадежный. Откуда доносится эхо войны и почему боевик Балабанова взбесил прессу, а народ его принял всерьез и на ура — размышляет критик Артур Завгородний в рубрике «Кино на выходные».
«Брат 2»
В ролях
Сергей Бодров — младший, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Ирина Салтыкова
Режиссер
Алексей Балабанов
Алексея Балабанова справедливо называют главным творцом постсоветской мифологии. Говорят, режиссер чувствовал, что был не до конца понят, несмотря на успех обоих «Братьев», ставших зеркалом 90-х, и скандал вокруг «Груза 200». Как бы то ни было, Балабанов навсегда останется выразителем духа униженных и оскорбленных, которые ждут, когда наш солдатик вернется с войны, накажет бандитов, которые русских душат, и поведает всему миру про силу в правде.
Так на смену советскому пришел русский мир. Продолжение «Брата» получилось громче и наглее. Сергей Бодров снова сыграл Данилу Багрова, но теперь его занесло из грязного Петербурга, этого апофеоза тоски, нищеты и разрухи, в деловую Москву. В Москве вся сила. Там не видно ни пьяниц, ни бомжей, ни рынков, ни трамваев, вместо клубного рейва звучит эстрадная попса, а братки любят поэзию, хотя все еще живы идеалы наряду с понятиями. В балабановской России с банкирами, звездами и путанами все решает сила, каждый думает о своем кармане, а все советское, «чапаевское» превратилось просто в «вещь».
Данила Багров идеален как русский киногерой. Гонимый миром странник стал символом потерянного поколения. Но теперь он не одет как обсос и не бродит по кладбищу. В плеере играют не Бутусов, а Чичерина с Земфирой. У него прямой телеэфир с Демидовым и роман с Салтыковой, столичной блондинкой, которая верит, что война закончилась, что сегодня другие законы и что ее музыку, которая как все американское — говно, слушает вся страна. Не случайно именно она видит в добром молодце не жестокого убийцу, а мальчика губастенького.

«Брата» полюбили за суровую правду жизни. Но продолжается история Данилы уже в виде мифа на грани пародии. «Брат 2» — сказка, «где я не буду никогда». Сложное стало простым, понятным и куражистым. Звучат серьезные заявления, но с насмешкой: «Русские на войне своих не бросают», «Русские не сдаются!», «Гудбай, Америка!», «Вы гангстеры? Нет, мы русские». И вообще, с нами Бог. А еще фашист — тоже наш, потому что свой своему поневоле брат. Данила же евреев как-то не очень. Эти брайтонские мигранты втюхали ему машину, которая должна была до Киева довезти, а она — сломалась. А вот фашист не обманул. «Эхо войны» не подвело.
Ушибленный жизнью герой, который всюду чувствует себя чужим, всегда готов на подвиг, потому что жаждет справедливости и верит, что у него особый путь. Наш брат любит Родину, поэтому он всех победит, всех убьет и всех, кого надо, ограбит. Но только за дело.

Однако во втором «Брате» не менее интересна завязка криминальных разборок. Российский банкир убивает друга Данилы. Потом он обманывает героя, сваливая всю вину на своего партнера, тоже олигарха, только американского, который за сто долларов удавится. Данила летит в Америку, там расстреливает всех на своем пути, как в компьютерной игре, и вместо того, чтобы отомстить за смерть боевого товарища, он заставляет американца заплатить.
Получается, что российский олигарх, что американский остается в живых. Хотелось бы знать: а какая разница? У Балабанова нет ни классовой вражды, ни кровного братства — только братва. Данила вроде бы спасает наших от не наших, ведь что американцу хорошо, то русскому — смерть. Но кто — наши?
Балабанов не ностальгирует по пролетарскому интернационализму, поэтому люди делятся на «своих», у которых правда, и «чужих», которых за Крым надо мочить в сортире и которые раков не дают поесть. А значит, давно пора отправиться в Америку, где все просто так, кроме денег, напомнить там про «кирдык» и под водочку и Бутусова, чьи «Крылья» мы искали целую вечность, вернуться домой, потому что дома все наше, все родное: русская идея, Достоевский, держава...
фотографии: «СТВ»