После грандиозного «Оппенгеймера» актер Киллиан Мерфи вернулся на большой экран в роли пролетария, который в унылом ирландском городке узнает тайну католического приюта. Тайну настолько страшную, что она не дает ему покоя. Тихая драма по рассказу Клэр Киган открыла прошлогодний Берлинский фестиваль, где актриса Эмили Уотсон получила «Серебряного медведя» за роль властной монашки.

 

 

«Мелочи жизни»/Small Things Like These

 

 

В ролях

Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон, Айлин Уолш, Клэр Данн

Режиссер

Тим Милантс

 

 

В канун Рождества хмурый работяга Билл развозит уголь и заезжает в женский монастырь, где на него набрасывается напуганная девушка и отчаянно умоляет помочь ей сбежать. Но кто позволит ему вмешиваться в дела церкви? «Чтобы выжить в этом мире, какие-то вещи лучше не замечать», — предупреждает его жена, поэтому Билл долго бродит в раздумьях и ночами смотрит в окно, пуская скупую слезу.

 

 

Сюжет фильма разворачивается в духе Кена Лоуча. Тяжелые рабочие дни сменяют друг друга. Дома героя ждут любимая жена и дочки. Семья живет скромно, но не унывает, потому что «Мелочи жизни» не о том, как тщетно наше пролетарское бытие, а, наоборот, о том, что надежда жива, несмотря на зловещий звон колоколов.

 

 

Приюты для падших женщин существовали на самом деле в течение многих лет, и об этом уже были «Сестры Магдалины» шотландца Питера Муллана. Там согрешивших девиц перевоспитывают, принуждая к рабскому труду якобы во имя спасения их души и тела. Причем родители сами сдают своих детей в эти приюты. Одну из таких сцен наблюдает и Билл, но не вмешивается. И ни герою, ни зрителю не покажут средневековые пытки или религиозное мракобесие. Все страдания режиссер оставляет за кадром.

«Мелочи жизни» — взгляд на зло со стороны. Судьба находящейся в плену девушки будоражит воспоминания Билла. Его охватывает тревога, мучительное чувство тесноты, пустоты и страха. Он редко смотрит в глаза, всегда молчит и вспоминает детство, когда мать умерла молодой, а отца он не знал вовсе.

 

 

Банальность зла потому и банальна, что злом себя не осознает. Жители города понимают, что творится за стенами монастыря, снятого так, будто это даже не тюрьма, а концлагерь, но молчат и терпят, ведь, находясь в обществе, человек не может поступать как вздумается. Сиди и помалкивай. Таков порядок.

В фильме демонстративно повторяется сцена, где Билл яростно трет руки щеткой, пытаясь отмыть грязь. Понятно, что это не грязь, а грехи. Потом строгая наставница монастыря угостит скромнягу чаем с пирогом и протянет конверт с деньгами, как рождественский подарок. Но мы-то знаем, что именно старуха покупает.

Однако герой не примет обет молчания. Он покажет страждущим путь домой. А что произойдет дальше — только Богу известно.

 

Фотографии: «Про:взгляд»