Текст: Алиса Таёжная

Муж и жена (настоящие муж и жена Луи Гаррель и Летиция Каста) обнимаются в красивой белой парижской квартире и внезапно находят там сына — Жозефа. Тот продал самокат и теперь сидит дома, а на вопрос о том, почему и кому его продал, раскрывает неприятный секрет. Оказывается, за последние недели он вынес чуть ли не половину дома, к удивлению ничего не подозревающих родителей: мамины украшения и платья, папины пиджаки и часы, старые картины, дорогущее вино из погреба, старинные книги — в общем, все, что в приличных французских семьях держат для престижа на чердаках и в кладовках.

Родители в шоке — зачем сыну столько денег. Он отвечает про экологическую делегацию: десятки подростков во главе с почти совершеннолетней Клотильдой регулярно собираются в Булонском лесу, чтобы ни больше ни меньше реализовать план по спасению Африки. Дети уже получили одобрение из министерства иностранных дел и поддержку транснациональных компаний на перекачку воды в Центральную Африку из океана и морей. Там, где сейчас Сахара, должны появиться озера и оазисы, которые изменят судьбу целого континента.

«Этот новый мир»

La croisade


Режиссер

Луи Гаррель

В ролях

Летиция Каста, Жозеф Энжель, Луи Гаррель

Сценарий

Жан-Клод Каррьер, Луи Гаррель

В КИНО

с 21 апреля

Луи Гаррель снял третий полный метр — такой же остроумный, как и предыдущие два, и такой же бережный ко времени зрителей. В «Друзьях» Гаррель рассказал историю любовного треугольника парижан так легко, будто до него никто на эту тему и не снимал. В «Честном человеке» мягко и смешно показал суть супружеской измены — вечной темы французов от Трюффо и Ромера до Деплешена и Ассайаса. Теперь же всего часа достаточно для его анекдота о крестовом походе детей против равнодушных взрослых. У родителей точно не осталось аргументов за свой старый мир, а детям есть что предложить для счастливого будущего. Кольцо Cartier или озеро в Нигерии? Давайте больше не делать вид, что одно не мешает другому.

Что делать, если у тебя дома живет Грета Тунберг? Только слушать ее внимательно, ведь даже в ООН ей аплодируют стоя. Родители Жозефа, негодующий Абель и эмпатичная Марианна, внезапно начинают узнавать мир не из медиа, а от собственного ребенка. Оказывается, все дети вокруг Жозефа недовольны. Его чернокожая одноклассница рассуждает о стрельбе на улицах и #BlackLivesMatter, а подружка-возлюбленная без шуток предлагает населению всего мира потянуть жребий — и половине умереть ради будущего планеты. Родители за обедом смеются, но уже через полчаса Париж накрывает смог, а за окном не орут сирены — воздух в городе так отравлен, что на улице надо надевать респираторы. Самое время прислушаться к малышам.

Луи Гаррель аккуратно поддевает и скептичных взрослых, и идеалистов-детей, не обесценивая настоящую проблему глобальной халатности. Мы слишком увлеклись красивыми платьями и хорошим вином, чтобы думать хотя бы на пару десятилетий вперед. И если задать себе пафосный вопрос, которым в дебатах так часто оперируют политики: «Что же будет с нашими детьми?»,  придется констатировать, что дети будут дышать грязным воздухом, расчищать свалки и беречь воду из-за нашей любви к водопадам в торговых центрах.

Хронометраж в час и несколько забавных эпизодов помогают Гаррелю не скатиться в проповедь и пафос, оставаясь при этом непримиримым: нам пора убирать за собой говно. И слушать тех, у кого есть конкретный план. Например, собственных детей, которых все кому не лень маркируют тиктокерами-бездельниками. Они-то суетятся. А что ты сделал для природы в свои годы? Вот герой Гарреля хотя бы решил наконец разделять мусор.

Смотреть?

Да

обложка: «A-One Films»