«Далекие близкие»: Как Red Pepper Film снимали свой первый большой метр после рекламы и клипов
Режиссер и сценарист Иван Соснин — о съемках роуд-муви, посвященного взаимоотношениям отца и сына
29 сентября в прокат выйдет первый полнометражный фильм уральской кинокомпании Red Pepper Film (известной широкой аудитории благодаря клипам для «Мумий Тролля», Noize MC, Ивана Дорна, IOWA, DDT, Feduk, Антохи МС, Mgzavrebi, «Аигел», RSAC и других), а также киностудии «КИТ» и «МТС Медиа». «Далекие близкие» — это роуд-муви, который рассказывает о взаимоотношениях отца и сына на фоне сменяющихся российских пейзажей. «Большой Город» пообщался с режиссером и сценаристом фильма Иваном Сосниным о кастинге по зуму во времена ковида, смерти одного из героев и неожиданной реакции зрителей на премьерном показе в Выборге.
Автор: Соня Глухова
«Далекие близкие» (2021)
«Борис работает учителем географии в обычной хабаровской школе. Его жизнь довольно рутинна. Помимо школы и огорода у Бориса есть сын Миша, с которым они в последнее время все реже общаются и стали друг для друга далекими людьми. Все меняется, когда Миша дарит отцу на день рождения свой старый смартфон. Борис начинает разбираться в телефоне и регистрируется в социальных сетях. Случайно Борис добавляет в друзья одну незнакомую женщину по имени Надежда. Завязывается активная переписка, которая впоследствии становится судьбоносной. В один момент Борис решает отправиться к Надежде в Подмосковье, чтобы сделать ей сюрприз. Он уговаривает сына, который занимается перегоном машин, взять его с собой в путешествие. За время совместной поездки через всю Россию раскрываются старые конфликты между отцом и сыном, выясняются причины их отдаления друг от друга» («Кинопоиск»).
Иван Соснин
Red Pepper Film
— Четыре года назад после выхода короткометражного фильма «Интервью», который победил на «Золотом орле», мне написал продюсер Александр Бондарев и предложил сделать что-то полнометражное вместе. Сначала я почитал несколько чужих сценариев, но в процессе понял, что будет намного интереснее сделать что-то свое, и начал предлагать идеи. В итоге мы остановились на роуд-муви — фильме о путешествии отца и сына по России, о взаимоотношениях этих близких, но далеких людей. Конструкция фильма-путешествия удобная, потому что герои находятся в постоянном движении и с ними что-то в любом случае происходит.
Многие представляют процесс написания сценария так: ты уезжаешь жить в избушку возле озера, чтобы работать над материалом, ни на что не отвлекаясь. У меня же все было иначе. Не было такого, чтобы я занимался только сценарием — параллельно шла работа над другими проектами: снимал короткометражки и клипы. Я просто понимал, сколько сцен мне нужно написать за неделю, чтобы успеть в срок, и вечерами этим занимался. Работа шла постепенно, от диалога к диалогу, и в итоге за год сценарий был готов.
Личности некоторых героев написаны на основе моих знакомых, мамы. Часть персонажей вдохновлены теми, кто появлялся в короткометражных проектах. Некоторые роли я писал конкретно под актеров, с которыми работал в предыдущих фильмах. Например, актер Кирилл Кяро, который играл в короткометражке «Голос моря», в фильме «Далекие близкие» представлен в роли дальнобойщика. А актриса Ирина Пегова, у которой были роли в нескольких коротких метрах Red Pepper Film, играет учительницу русского языка. Таких примеров много — и если зритель знаком с нашими короткометражными форматами, то увидит развитие коротких историй или похожие черты персонажей. Благодаря опыту совместной работы получилось построить диалоги с этими актерами таким образом, чтобы выделить их сильные стороны.
Для фильма «Далекие близкие» я впервые написал большой сценарий. У меня нет профильного образования, поэтому в процессе работы мне помогала Маша Меленевская, сценарист сериала «Обычная женщина». В коротком метре все достаточно просто: пришла идея, пишется сценарий, и начинается съемка. А в большом метре есть жанровые законы нескольких актов, экспозиция, кульминационные моменты, которые должны стоять в определенных частях фильма. Конечно, законам можно не подчиняться, но тогда есть риск, что кино не найдет отклика. В итоге фильм получился нешаблонным, но при этом в рамках кинематографических законов. Еще одно отличие большого метра от короткого в том, что если в короткометражке герои живут в конкретном моменте, то в полнометражном фильме герои живут в течение времени и должны меняться — с ними должны происходить метаморфозы. Поэтому в фильме «Далекие близкие» герой, который выехал из Хабаровска, и герой, который приехал в Москву, — это два разных человека.
Прослушивания по зуму и поездки по регионам
Работа над сценарием закончилась к началу пандемии в 2020 году. Когда мы начали искать команду и актеров, то даже не смогли провести кастинг очно, поэтому устроили пробы по зуму с людьми из разных уголков страны. Затем с отобранными в первом круге мы встречались в Москве — все были в масках и перчатках.
Параллельно с поиском актеров и команды начался поиск локаций. Каждой сцене соответствовала конкретная природная локация, и мы ездили по всей стране в поисках этих мест. Мы побывали в Хабаровске, Бурятии, на Урале — всех местах, упомянутых в сценарии. Например, главный герой фильма живет в доме около реки, и мы стали искать в разных регионах страны живописные места, которые подходят под это описание.
Базовой точкой съемок стала Ленинградская область. Всей командой мы поселились в Петербурге и начали технически прорабатывать каждую сцену: художники стали строить декорации и искать реквизит, операторская группа с режиссером начала ездить по локациям и выбирать тайминг съемок, необходимое оборудование. У нас собралась классная, молодая и профессиональная команда. Если у меня не было опыта работы над полнометражным кино, то у многих — наоборот, и мы обменивались знаниями, помогали друг другу.
Процесс съемки полного метра похож на работу с коротким, но растянут во времени: короткометражка снимается за три-четыре дня, а при работе над полнометражным фильмом за это время получается отснять один блок. Ощущение, будто снимаешь много короткометражек друг за другом. Я сравниваю короткий метр со спринтом, а длинный — с марафоном, и важно распределить свои силы так, чтобы не выдохнуться за первые дни.
Съемки фильма шли с июля по август 2021 года. В процессе работы половина команды переболела ковидом, и на время болезни мы полностью отцепляли человека от съемок. Поэтому стартовую часть фильма снимал оператор, который должен был стать запасным, в разные промежутки времени мы работали без художника по костюмам и продюсера.
Монтаж фильма занял год, но, опять же, параллельно шла работа над другими проектами. Я сам был режиссером монтажа — сначала думал, что не смогу сделать эту работу сам, и пробовал делегировать другим режиссерам монтажа, с которыми раньше не работал. Но ни с кем не получилось коннекта — хотелось все переделать. А раз я занимался и сценарием, и съемкой, то понял, что будет намного проще, если снова сделаю все вместе с коллегами из Red Pepper Film. В первой версии фильм длился больше двух часов, итоговый — около 90 минут. Сначала было очень жалко хоть что-то убирать, но затем мы с командой постепенно делали его динамичнее и короче.
Сцены без художника по костюмам, смерть Сытого и рождение дочери
Из-за ковида съемки несколько раз передвигались и выпали на беременность моей жены Яны, продюсера фильма. Между сменами у меня родилась дочь Соня — я ездил в роддом прямо со съемочной площадки. А в процессе монтажа умер актер Евгений Сытый, который исполнял главную роль в фильме — Бориса, учителя географии из провинциальной школы. Евгений болел и максимально выложился для своей последней роли — так, как не смог бы никто. Его смерть стала главным потрясением для всей команды — это произошло задолго до премьеры, и он даже не увидел первую версию фильма. Теперь весь фильм буквально посвящен Евгению.
И новая жизнь, и смерть, и болезни, и новые друзья, и путешествия по стране — для меня во время съемок фильма произошло много важных и эмоциональных событий, которые объединили команду, и я думаю, что оставили какой-то отпечаток на самом проекте. Пока трудно сказать — это отразилось только в вовлеченности коллектива или еще в эмоциональности самой картины. Я сам монтировал фильм, поэтому видел его более ста раз и не могу быть объективным. Но на первом показе фильма в Выборге я удивился теплой реакции зала: меня поразило то, что люди аплодировали, плакали и смеялись.
Возможно, есть люди, которые идут на премьерный показ своего фильма с мыслью, что их ждет успех. Это не про меня. Я же, наоборот, часто специально занижаю свои ожидания, чтобы потом не расстраиваться, поэтому не возлагал особых надежд на первый показ «Далеких близких». В итоге даже на шутках, которые съемочная группа пересмотрела сотни раз и которые казались уже совсем не смешными, весь зал заливался хохотом. А на эмоциональных моментах сохранялась тишина и напряжение. Мы совсем не ждали такого отклика, а в итоге зал из 300 человек аплодировал до конца титров. Для меня это первый подобный опыт, поэтому я сидел, вжавшись в кресло, и думал «скорее бы все закончилось», потому что не понимал, как себя вести в такой ситуации.
Дальше
Мы продолжим работать над полнометражным кино, потому что это интереснее и масштабнее, но не прекратим проекты, связанные с короткометражным. Мне понравилось работать с большим метром, потому что для короткого всегда нужен спонсор и такой фильм сложно продать, окупив затраты. Есть шанс сделать независимое полнометражное кино, а затем, если фильм получился хорошим, реализовать проект в кинотеатрах или на интернет-платформах. Например, мы вложили почти все свои деньги в съемки фильма о жизни в уральской деревне, который снимали в Свердловской области. А теперь будем монтировать и думать, что с ним делать. Этот фильм невозможно было бы представить в 15 минутах, потому что сам сценарий был рассчитан на другое. Но если «Далекие близкие» — широкое кино для массового зрителя, то этот фильм более авторский и экспериментальный: полуфантастика, история в холодных тонах, где много музыки и тишины. Она будет отличаться от всего, что я снимал ранее.
Фотографии: Red Pepper Film, KION, ГПМ КИТ