В традиционной рубрике «Кино на выходные» — драма «Мефисто». Фильм Иштвана Сабо открыл так называемую «немецкую» трилогию, куда впоследствии вошли его «Полковник Редль» и «Хануссен», а главные роли везде исполнил Клаус Мария Брандауэр. Эпоха прошла, поколения сменились, но смыслы «Мефисто» до сих пор живы.
«Мефисто» / Mephisto

В ролях
Клаус Мария Брандауэр, Ильдико Баншаги, Кристина Янда, Рольф Хоппе
Режиссер
Иштван Сабо
В народе не случайно закрепилась мысль, что артисты и проститутки служат любой власти. Главный герой «Мефисто», за которым, как известно, стоял реальный человек по имени Густав Грюндгенс, как раз из таких. Его зовут Хендрик Хефген. Он играет на малой сцене, строго по Брехту, разглагольствуя о революционном театре для рабочих. Но когда власть в стране захватывают нацисты, Хендрик с легкостью встраивается в новый порядок и добивается славы, заключая, по сути, дьявольскую сделку.
Вместо свободы герой выбирает любовь столичной публики и признание властителей. Компромисс за компромиссом, премьера за премьерой — и вот уже нацисты аплодируют этому мелкому бесу. Философия артиста проста: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу, потому что я — в театре.

Хендрик Хефген — всего лишь лицедей, хитрый, хвастливый и страшно самовлюбленный. Человек с талантом и без характера. Трусливый льстец. Его сущность — вечная игра, притворство, перевоплощение, обман себя и зрителя, лишь бы ему рукоплескали. Его маска совершенна. Но кто же он на самом деле? Идеалист? Романтик? А может, тварь дрожащая? И вообще, является ли талант оправданием вранья, подлости и предательства?

Видимо, в такой «продаже души» и заключается ремесло актера. Вот и герой верит, что искусство вне политики. Но слуг фюрера не обмануть. Диктатура требует подчинения. Политика, подобно искусству, пытается завоевать массы. И вся ирония в том, что Хендрик становится национальным героем, воплотив Мефистофеля в постановке «Фауста» Гете — классической истории о сделке с самим собой. Все ради славы, престижа и оваций толпы, кто бы ни господствовал в стране. И смех и грех над карьерой и профессией.
Променяв творчество на пропаганду, борьбу на рабство, Хендрик попадает под прицел прожекторов. «Чего они от меня хотят? Я лишь актер», — удивляется герой, только что сыгравший гамлетовское «быть или не быть». Клятву же он не давал, только губами шевелил, ведь вся его жизнь — это песни и пляски, история великих амбиций и столь же великих иллюзий. В жизни артиста нет зла, только банальности. А где такие, там и ад.
Фотографии: «Новый Диск»