15 мая на широкие экраны вышел культовый анимационный фильм режиссера «Призрака в доспехах» и «Яйцо ангела» Мамору Осии «Призрак в доспехах 2: Невинность» (2004). По этому случаю мы собрали 10 фильмов в жанре киберпанка, которые обязательно стоит посмотреть. 

 

 

Мамору Осии, «Призрак в доспехах»


Культовый аниме-фильм в жанре киберпанка, созданный студией Production I.G и вышедший в 1995 году. Режиссером выступил Мамору Осии, сценарий написал Кадзунори Ито, а музыку создал Кэндзи Каваи. 

Революционная графика фильма произвела настоящий фурор в индустрии. Особенно примечательно использование техники замедленного воспроизведения, которая позже была заимствована в знаменитом фильме «Матрица». Создатели «Матрицы» открыто признавали влияние «Призрака в доспехах» на свое произведение. 

Действие происходит в футуристическом будущем, где технологии достигли высокого уровня развития. Люди активно используют кибернетические улучшения тела и живут в мире, где физическое и цифровое переплетаются. Девятый отдел — специальный отряд полиции, борющийся с кибертерроризмом. В центре повествования находится майор Мотоко Кусанаги — офицер этого подразделения, чей кибернетический организм содержит человеческий разум.

Отделу поручено расследовать деятельность опасного хакера Кукловода. Оказывается, за этим псевдонимом скрывается искусственный интеллект из секретного правительственного проекта 2501, созданного для дипломатических задач и провокаций. В процессе своей деятельности Кукловод эволюционирует и обретает собственное сознание — так называемый «призрак». Он начинает активно интересоваться майором Кусанаги, видя в ней родственную душу.

 

 

Мамору Осии, «Призрак в доспехах 2: Невинность»

«Призрак в доспехах 2: Невинность» (Innocence) — это японский аниме-фильм 2004 года, являющийся частью культовой франшизы «Призрак в доспехах». Режиссером выступил Мамору Осии, а одним из сценаристов — Масамунэ Сиро, создатель оригинальной манги. За свою инновационную анимацию и философскую глубину картина была номинирована на престижную «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. 

Сюжет разворачивается вокруг киборга Бато, который вместе с напарником Тогусой расследует серию загадочных убийств. Жертвами становятся владельцы экспериментальных моделей-андроидов от компании Locus Solus. Роботы-убийцы представляют собой особую модель, что добавляет расследованию дополнительную сложность. Картина сочетает в себе элементы фантастики, триллера, драмы и боевика — это делает ее одним из самых значимых произведений в жанре киберпанка.

 

 

Ридли Скотт, «Бегущий по лезвию»


«Бегущий по лезвию» считается одним из самых влиятельных киберпанк-фильмов всех времен, задавших новые стандарты в области визуальных эффектов и создавших уникальный визуальный стиль, который до сих пор вдохновляет кинематографистов и художников. Фильм снят по мотивам романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Сюжет разворачивается в мрачном антиутопическом будущем. Главный герой —  Рик Декард, бывший охотник за головами, которого восстанавливают на службе в полиции Лос-Анджелеса. Его задача — найти группу сбежавших репликантов (искусственных людей), возглавляемых Роем Батти. Репликанты прибыли на Землю, чтобы встретиться с Эндолом Тайреллом — создателем их «жизни». 

Картина была номинирована на «Оскара» за лучшие декорации и лучшие визуальные эффекты.

 

 

Лана и Лили Вачовски, «Матрица»


«Матрица» — культовый научно-фантастический фильм 1999 года, ставший революционным как в техническом, так и в философском плане. 

Сюжет рассказывает историю Томаса Андерсона, который днем работает программистом, а ночью является хакером по имени Нео. Его жизнь кардинально меняется, когда он знакомится с Морфеусом и Тринити, которые раскрывают ему страшную правду: весь мир — это иллюзия, созданная машинами, поработившими человечество. Люди существуют в специальных капсулах, служа источником энергии для машин, а их сознание погружено в виртуальную реальность 90-х годов. 

Фильм произвел революцию в области спецэффектов, особенно в жанре боевых искусств. Для съемок были разработаны уникальные техники «bullet time» (замедленная съемка в момент полета пули) и комбинированные съемки с элементами кунг-фу. 

 

 

Пол Верховен, «Робокоп»


«Робокоп» — культовый научно-фантастический боевик 1987 года режиссера Пола Верховена. Фильм стал одним из самых влиятельных представителей жанра киберпанк.

Сюжет рассказывает о полицейском Алексе Мерфи, который после жестокого убийства становится киборгом Робокопом — частично человеком, частично машиной. Созданный корпорацией OCP для борьбы с преступностью, он получает не только новые возможности, но и сохраняет воспоминания о своем прошлом «я». 

Фильм остается актуальным благодаря своей критике корпоративной культуры и исследованию тем человеческой идентичности в эпоху технологического прогресса.

 

 

Стивен Спилберг, «Особое мнение»


«Особое мнение» — научно-фантастический триллер 2002 года. Фильм снят по рассказу Филипа К. Дика и стал одним из самых значимых произведений в жанре.

Сюжет разворачивается в 2054 году. Главный герой Джон Андертон руководит особым предпреступным отделом, где используются психологические технологии для предотвращения убийств до их совершения. Система работает безупречно, но однажды сам Андертон оказывается обвиняемым в убийстве человека, которого еще даже не знает. Теперь ему приходится не только убегать от своих же коллег, но и доказывать свою невиновность, показывая несовершенство системы предпреступности.

«Особое мнение» остается актуальным благодаря своей способности предсказать многие современные технологические тенденции и поднять вопросы, которые становятся все более важными в эпоху развития искусственного интеллекта и предиктивной аналитики.

 

 

Йозеф Руснак, «Тринадцатый этаж»


Научно-фантастический фильм 1999 года, представляющий собой нуарный кибертриллер с неожиданной развязкой. Картина основана на романе 1964 года «Симулакрон-3» американского писателя Дэниела Ф. Галуэя, который стал первым в истории примером литературного описания моделируемой реальности.

Действие разворачивается в Лос-Анджелесе 1999 года. Главный герой — владелец компьютерной компании Хэн Фуллер, который разрабатывает уникальную систему виртуальной реальности. Его разработка имитирует Лос-Анджелес 1937 года, населенный искусственным интеллектом, который не осознает свою виртуальную природу.

Система виртуальной реальности работает так: когда человек погружается в виртуальность, его сознание занимает тело одного из виртуальных жителей города, а искусственный интеллект этого персонажа временно отключается. В ходе предварительного тестирования Фуллера убивают, а главным подозреваемым становится его протеже Дуглас Холл. Все улики указывают на него, но он уверен в своей невиновности и начинает собственное расследование.

Дуглас решает погрузиться в виртуальную реальность, так как знает, что Фуллер проводил там много времени и мог оставить важные улики. Его расследование приводит к шокирующим открытиям, которые заставляют пересмотреть все представления о реальности.

 

 

Джозеф Косински, «Обливион»

Научно-фантастический фильм 2013 года, сочетающий в себе элементы боевика, триллера, приключений и мелодрамы. Режиссером выступил Джозеф Косински.

Действие происходит в постапокалиптическом будущем. Земля, пережившая войну с инопланетными захватчиками, стала непригодной для жизни. Остатки человечества готовятся покинуть планету. Главный герой — техник по обслуживанию дронов по имени Джек. Его жизнь кардинально меняется, когда он находит разбившийся корабль NASA. При этом погибают все члены экипажа, кроме одной женщины, которую Джеку удается спасти.

 

 

Ринтаро, «Метрополис»

История создания этого аниме началась с вдохновения несколькими кадрами из фильма Фрица Ланга 1927 года «Мегаполис». Основоположник современного аниме и манги Осаму Тэдзука (признанный «богом манги») создал свою уникальную версию «Метрополиса». Более полувека спустя это произведение было воплощено на большом экране благодаря талантливому режиссеру Ринтаро и его соавтору Кацухиро Отомо, который мастерски адаптировал сложное произведение для кино. Результат превзошел ожидания: перед зрителями предстал фильм, который внешне кажется простым и наивным, но при этом затрагивает глубокие социальные проблемы и поднимает серьезные философские вопросы.

В далеком будущем возник величественный Метрополис — мегаполис, простирающийся на сотни километров. Это место, где люди и роботы живут бок о бок, а истинными властителями стали могущественные корпорации.

Озабоченные лишь собственной прибылью, они закрывают глаза на преступность и социальные проблемы города. Два героя — детектив Бан Шунсаку и его племянник Кэничи — пытаются противостоять этой системе. Они расследуют дело доктора Лоутона, подозреваемого в торговле органами. Однако в его лаборатории они обнаруживают нечто иное — девочку-киборга Тиму, страдающую амнезией, за которой охотится само правительство.

 

 

Наоёси Сиотани, Такэси Вада, «Психопаспорт»


Главный режиссер «Психопаспорта» Кацуюки Мотохиро хотел исследовать психологические проблемы молодежи в антиутопическом контексте. На «Психопаспорт» повлияли многие книги и фильмы, но особенно заметным стало воздействие американского научно-фантастического фильма 1982 года «Бегущий по лезвию».

В 2112 году преступность практически исчезла благодаря системе «Сивилла», которая заменила правительство и научилась выявлять преступников заранее. Для определения уровня преступности используется психопаспорт — характеристика, определяющая положение человека в обществе. Тех, кто не соответствует нормам, отлавливают и лечат или уничтожают в особо тяжелых случаях. За это отвечает Бюро общественной безопасности, где работают каратели — потенциальные преступники на службе государства.

Новичок Аканэ Цунэмори и ее коллега-каратель Когами сталкиваются с уникальной угрозой — преступником, который может совершать любые действия и сохранять низкий коэффициент преступности.

 

Обложка: Metro-Goldwyn-Mayer Studios Inc.