В кино показывают ироничный хоррор, где тихая дурочка с пухлыми щечками мечтает попасть на королевский бал и влезть в заветную туфельку. «Гадкая сестра» не балует великими смыслами, но классическая сказка подается с особой извращенностью. Вряд ли герои будут жить долго и счастливо. Жизнь вообще мучительна и смешна.
«Гадкая сестра» / Den stygge stesøsteren
В ролях
Леа Мюрен, Ане Даль Торп, Теа Софье Лок Несс
Режиссер
Эмили Блихфельдт
Конфликт красоты и уродства — дело не только сущности, но и мироощущения, поэтому барышням в царстве «Гадкой сестры» трудно найти молодого и богатого, чтобы вырваться из постылой жизни. В погоне за мечтой их грызет гордыня, зависть и злоба, доводящая самых отчаянных до истерики.
В фильме Эмили Блихфельдт уродство души и тела демонстрирует Эльвира. Она живет с овдовевшей матерью, лопает булки и верит в сказки о принце на белом коне. Вот только Эльвира, в отличие от сводной сестрицы Агнес, страшненькая, поэтому ей придется истязать себя, чтобы соблазнить наследника престола и наконец-то вырваться в люди.
«Гадкая сестра» мало чем отличается от нашумевшей «Субстанции», где слились внутреннее и внешнее, подлинное и искусственное. Но эту хулиганскую, совсем не диснеевскую версию «Золушки» Блихфельдт подает не как кровавый аттракцион, а как деконструкцию сказки. Фильм лишен волшебства. В мире Эльвиры нет чудес, а вся сахарная любовь оказывается иллюзией, придуманной романтиками.

Подчиняясь прихотям злой матушки и стараясь угодить обществу, героиня мучит себя, даже не подозревая, что готовится к столкновению с судьбой, то есть со смертью. Эльвире ломают нос и пришивают ресницы, а еще же надо влезть в кружевное платье. И ведь понятно, что красота не спасет мир — она вызовет лишь страх, боль и ненависть к себе, потому что любой ритуал любит жертвы.

Вялотекущий, как шизофрения, фильм с феминистскими банальностями не поражает жанровыми ужасами. Пустым формализмом режиссер тоже не занимается. «Гадкая сестра», куда, конечно же, вплетена критика мужского взгляда, тревожит даже не «чудесным» превращением героини. Пугает сама мысль, что девка уродует себя ради чистой любви, которая бывает только в детских книжках.
Оказывается, нет смысла жить, если тебя не окружает вся королевская знать. Хочешь, чтобы приняли, выбери саморазрушение. Готовься к насмешкам и издевательствам, жестокости и подлости. Только не горюй — терпи. Важно же влезть в башмачки, и чтобы корона не жала.
Фотографии: «Иное кино»