В кинотеатры мчится «Акира». Культовая экранизация манги Кацухиро Отомо захватила японскую анимацию, обрела мировую славу, и до сих пор ходят слухи, что Голливуд готовит собственную адаптацию. А чем ближе Судный день, тем важнее выглядит эта антиутопия, где народ живет в страхе перед военной диктатурой и глобальной катастрофой.

 

 

«Акира»/Akira

В ролях

Мицуо Ивата, Нодзому Сасаки, Мами Кояма, Хироси Отакэ

Режиссер

Кацухиро Отомо

Массовые беспорядки, теракты и грабежи. Империалистическая война всегда идет рука об руку с капиталистическим кризисом. Именно таким кризисом охвачена столица Японии, пережившая Третью мировую войну и теперь похожая на мрачный декаданс «Бегущего по лезвию».

 

 

Нео-Токио погружен в хаос. Город превратился в помойку. Народный бунт под красным флагом подавляют танками. Под дуло автомата попадает и школьник Канэда. Правда, революция его не волнует. По ночам он тусуется в барах, гоняет с друзьями на мотоциклах и ввязывается в уличные драки. Так начинается «Акира», прародитель всех киберпанков.

Однако главным героем этого ретрофутуризма выступает не Канэда, а его друг детства Тэцуо, такой же сирота, хулиган и беспечный ездок, исповедующий абсолютную анархию. Мчась по заброшенным кварталам, Тэцуо врезается в уродца, то ли ребенка, то ли старика, сбежавшего из секретной лаборатории, где военные проводят эксперименты над детьми.

 

 

Столкновение оказывается для Тэцуо роковым. Жизнь мальчишки оборачивается кошмаром, как только он проявляет фантастические силы. Тэцуо сходит с ума, его преследуют люди в черном, а сам он отправляется искать таинственное божество, однажды взорвавшее Токио. Имя этого сверхчеловека — Акира.

  

 

Аниме Кацухиро Отомо — это целое мировоззрение, экзотичное, но при этом универсальное. Сегодня зрителей не удивить тиранией фашизма, гражданской войной, потерянным поколением и слиянием человека с машиной. Для былой эпохи такая история пробуждения и просветления находилась в авангарде. Но сейчас «Акира» впечатляет не сюжетом, а живостью кадра, анимационными изысками и экспериментальным звучанием.

Критики давно заметили, что в аниме и манге конец света — идеальный фон для чего угодно. Японская антиутопия — не только взрыв, а наступающая после него мутация. Народ требует перемен, а получает монстра. Титаническая мощь Тэцуо разрушает его и поглощает, превращая в мерзкую тварь из железа и плоти, как в японском боди-хорроре «Тэцуо, железный человек».

История бунтующих мальчишек начинается с яркой вспышки, а заканчивается перерождением и растворением в космосе, в вечности. Город будет уничтожен и люди погибнут, потому что внутри каждого из нас живет чудовище, мечтающее видеть этот мир в огне.

 

Фотографии: «Иноекино»