«Пролетая над гнездом кукушки»: Театр одного актера
Поиск свободы и побег от нее в безнадежно больном и запуганном обществе

«Пролетая над гнездом кукушки» исполнилось 50 лет. Американская классика чешского мигранта забрала аж пять «Оскаров», причем в главных номинациях, и теперь снова демонстрируется в кинотеатрах. Правда, автор книги Кен Кизи фильм Милоша Формана проклял, дескать, Голливуд слабо обличил Америку, ее лицемерие, жестокость и тупость.
«Пролетая над гнездом кукушки» / One Flew Over the Cuckoo’s Nest
В ролях
Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон, Брэд Дуриф, Дэнни ДеВито, Кристофер Ллойд
Режиссер
Милош Форман
Режиссер Милош Форман всю жизнь разрывался между желанием нравиться всем и каждому и нежеланием наступать на горло собственной песне. Такой выбор, однако, не стоит перед героем его фильма, которого играет Джек Николсон, а не Кирк Дуглас, купивший права на популярный в то время роман Кена Кизи. Дуглас был уже стар, чтобы сыграть врага народа, зато для Николсона эта роль стала ключевой.
Главного героя зовут Рэндл Макмёрфи. Этот дебошир, пьяница, жулик и бездельник попадает из тюрьмы в дурдом. «Дрался и трахался слишком много», — признается врачу Макмёрфи, явно издеваясь. Хулиган в вязаной шапочке, угодивший за решетку за секс с малолеткой, только и делает, что высмеивает американское общество с его ритуалами голосований и правами человека. Но история Макмёрфи хоть и начинается как комедия, в конце концов оборачивается трагедией.

Здесь впору вспомнить и «Шоковый коридор», и вышедший позднее «Побег из Шоушенка», который примиряет зрителей с действительностью. «Пролетая над гнездом кукушки» показывает, как благие намерения ведут в чертово пекло, будь то строгий режим медсестры Рэтчед или криминальный бунт Макмёрфи. Этот борец за народную свободу вечно идет напролом. Он валяет дурака, дерется, хамит и всячески провоцирует мисс Рэтчед, эту суровую Мать и всевидящую Сестру.
Макмёрфи рушит традиции, подменяет порядок смутой, чтобы внушить душевнобольным надежду и веру в себя. Хотя узники дурдома не сидят как пришибленные. Они едят, пьют, спят, курят, слушают музыку, гуляют во дворе, даже не думая о свободе. Притвориться глухим и помалкивать в сторонке, как здоровый индеец по кличке Вождь, — вот их выбор.

Мужики признаются, что в любое время могут покинуть больницу, но не хотят. Неужели это страх перед самой жизнью? Если представить, что эти люди живут в застенках добровольно (хотя верится с трудом), что же тогда творится по ту сторону дурдома? А ведь именно там по улицам ходят такие, как Макмёрфи и Рэтчед, чересчур уверенные в собственной вменяемости.
Фильм Формана, сделанный в эпоху, когда паранойя захватила американский кинематограф, убеждает зрителя, что этот безумный мир убивает в людях самое главное — их идентичность, силу воли и смысл жизни. Можно играть в карты и бегать с мячом. Можно бойко погудеть, устроив пьянку с проститутками, мечтая о побеге. Но выхода из дурдома нет, потому что весь мир построен на подчинении, а человек в нем не нужен даже себе.
Фотографии: Warner Bros. Entertainment