Новый, юбилейный фильм Пола Томаса Андерсона с ходу объявили шедевром. «Битва за битвой» сделана по роману «Винляндия» Томаса Пинчона, чьи книги якобы невозможно перевести на киноязык. Несмотря на всю грандиозность сюжета, почти трехчасовая свистопляска утомила и расстроила нашего критика Артура Завгороднего. Так к чему, хотелось бы знать, весь сыр-бор?

 

 

«Битва за битвой»/One Battle After Another

 

 

 

 

Режиссер

Пол Томас Андерсон

В ролях

Леонардо ДиКаприо, Шон Пенн, Бенисио Дель Торо, Тияна Тейлор, Тони Голдуин

Пол Томас Андерсон, главной картиной которого стала экранизация монументального американского романа «Нефть!», создал не просто фильм, а громкое культурное событие. «Битва за битвой» кажется острым заявлением о нынешнем состоянии его родины. Хотя, конечно же, эта история о мире вообще, где единственным выходом для человечества является террор. Такое кино с погонями, перестрелками и маячащей во тьме революцией вроде как заставляет задуматься.

 

 

Боб Фергюсон, герой Леонардо ДиКаприо, мастерит бомбы и крутит шуры-муры с лидером анархистов, легендарной Перфидией Беверли-Хиллз. Эти бунтари выступают за свободу, равенство и братство, хотя манифест их абстрактен. Любой кипеж, лишь бы не убили. Убить не убьют, но Перфидия попадет за решетку. Поймает ее суровый офицер Локджоу, герой Шона Пенна, лютый фашист, убежденный в собственном величии. Так рождается любовный треугольник, и вскоре на свет появляется новый человек, дитя революции и реакции.

 

 

«Битва за битвой» выглядит одновременно и шпионским боевиком, и политической сатирой, но не получается ни того, ни другого. Гуманизм и идеализм истории наивны и банальны. Важнее для режиссера не столько война с режимом, сколько любовь, сбивающая с ног. Локджоу узнает, что именно он является отцом ребенка, а не обрюзгший бедолага Боб. И вот спустя годы папаши, один из которых похоронил идеалы революции, а другой мечтает оказаться среди элиты, ищут беглую дочурку, ведь она может стать лидером радикального подполья.

 

 

Андерсон прет без оглядки, показывая, как террористы делают Америку снова свободной и как мужики возятся с девчонкой, которая для одного воплощает любовь и надежду, высший смысл и высшую силу, а для другого — смертный грех, порочащий его честь. И всю дорогу тревогу нагоняет музыка Джонни Гринвуда, автора таких же изощренных саундтреков для «Мастера» и «Нефти». Звук в фильмах Андерсона подчас важнее изображения.

Сюжет, гордо запечатленный на широкую пленку VistaVision, получился хаотичным, живым, особенно ближе к концу. Однако парадокс в том, что король-то — голый. Голый и глупый. Режиссер пытается объять необъятное, как бы обличая социалистов и капиталистов, но драма не такая взрывоопасная. Видимо, когда малыш капризничает в люльке, родителям уже не до революции. Остается пялиться в телевизор, где хотя бы бьются за Алжир. Все же революции делаются на крови.

 

Фотографии: Warner Bros. Pictures