Зима пока не очень снежная, поэтому самое время посмотреть «Мизери». В рубрике «Кино на выходные» критик Артур Завгородний рассказывает, почему у режиссера Роба Райнера чуть ли не первым делом вспоминают именно этот триллер по Стивену Кингу.

 

 

«Мизери» / Misery

В ролях

Джеймс Каан, Кэти Бейтс, Ричард Фарнсуорт

Режиссер

Роб Райнер

Сел писать — пиши, какое бы барахло люди ни читали. Вот писатель Пол Шелдон взял да и сочинил новую книгу. Правда, не очередной любовный роман «Мизери», который его прославил, а, так сказать, для себя, чтобы наконец прослыть серьезным автором. Поставил точку, выпил, закурил и поехал к издателю.

 

 

За окном метет, дорога скользкая, машину заносит и... Пол открывает глаза, а там — Энни Уилкс, одинокая медсестра и страстная поклонница его таланта. Женщина, конечно, поступает по-христиански. Бедолага прикован к кровати и не в силах даже пошевелиться. Энни холит и лелеет покалеченного кумира, но потом с маниакальной жестокостью ломает ему ноги, лишь бы он остался с ней навсегда.

Дамочка впадает в ярость, узнав, что в последнем томе «Мизери» писатель похоронил ее любимую героиню. Пол, по сути, лишил фанатку смысла жизни. Так что кто, если не самый преданный читатель, заставит его переписать роман, а свежую рукопись сжечь.

 

 

Искусство требует жертв. Пол стучит по пишущей машинке, словно пианист по клавишам, что подчеркивается ритмичным монтажом. День за днем, главу за главой. Любые попытки сбежать обречены. Деревенская баба мнит себя великим критиком, а популярный писатель оказывается рабом собственного бестселлера.

  

 

«Мизери» не только напоминает другую кинговскую историю, где писатель переживает творческий кризис, застряв в заснеженном отеле. Фильм выражает страх и боль любого художника. Сначала Энни боготворит Пола, она даже превратила коллекцию романов в алтарь, ведь книги о Мизери подобны Сикстинской капелле. Но чуть что — она пугает и пытает страдальца, потому что он убил ее любимый роман. В фильме вообще парадоксальным образом уживаются хоррор, триллер и сатира.

Бойтесь одержимых и обиженных. Существует справедливость выше человеческой, ибо нас будет судить Он. Но кто — Он? Ирония в том, что наказывает сумасшедшую не Господь, а сам автор. Так что, дорогие творцы, не спешите себя хоронить. За вас это сделает публика.

 

Фотографии: Columbia Pictures