28 сентября на Netflix вышел долгожданный релиз — трехчасовая психологическая драма «Блондинка» (Blonde), мрачная фантазия о главном секс-символе ХХ века, снятая по мотивам одноименной биографической книги Джойс Кэрол Оутс.

Специально для «Большого Города» соавтор телеграм-канала One Oscar for Leo Алина Шамалова рассказывает, каким получился фильм, погружающий зрителя в душу и тело Мэрилин Монро (порой буквально).

Автор: Алина Шамалова

Редактор: Иван Бочаров

«Блондинка»

Режиссер и автор сценария

Эндрю Доминик

В ролях

Ана де Армас, Джулианна Николсон, Бобби Каннавале, Эдриан Броуди

Дата выхода

28 сентября на Netflix

Трудно обойти стороной «Блондинку» — фильм режиссера Эндрю Доминика, вышедший на Netflix. На Венецианском кинофестивале зрители удостоили фильм 14-минутной овацией, американские критики взорвались раздражением, а российские сдержанно похвалили. Что же пошло не так?

1933 год, Калифорния. Семилетняя Норма Джин едет на заднем сиденье машины жалостливых соседей в детский дом. У матери после локального пожара обострилась шизофрения, больше они с дочерью не будут близки. Память об отце — щегольское фото усатого мужчины в шляпе.

После унизительного старта кинокарьеры уже не Норма, но Мэрилин получает первую видную роль старлетки во «Все о Еве». Полиаморный роман предшествует съемкам «Ниагары», аборт сопутствует старту «Джентльмены предпочитают блондинок». В 1952 году Мэрилин встречает Джо Ди Маджио (проходит в титрах как «бывший спортсмен»), их обоих томит слава, но брак не складывается из-за ревности супруга; после, в 1956-м, Мэрилин находит утешение в союзе с интеллектуалом Артуром Миллером («драматург»), но становится для него не любимой женой, а источником материала пьес. Растущая медикаментозная зависимость и эмоциональная нестабильность разводят Монро и второго мужа. Впереди интрижка с президентом Кеннеди (Каспар Филлипсон) и трагический финал.

Эндрю Доминик взял за основу сценария 738-страничный пристрастный монументальный труд Джойс Кэрол Оутс «Блондинка». Обходя стороной сильные стороны актрисы, режиссер фокусируется на том, как детская травма и daddy issues привели к созданию образа и имиджа Мэрилин Монро, позволив каждому мужчине в мире мечтать стать ее папочкой. Доминик преследует экзистенциальный раскол, показывая зрителю, из чего создана Мэрилин. В интерпретации режиссера актриса остается потерянным, недолюбленным ребенком. В переломной сцене Норма Джин рыдает у зеркала, говоря: «Появись, появись…», призывая Монро улыбнуться в отражении и заслонить собой страх и тревогу.

Зрители заслуженно аплодировали в Венеции Ане де Армас, для которой эта роль стала на сегодняшний день самой яркой после подружки Бонда и голографической красотки в «Бегущем по лезвию 2049». Ее темпераментный и чувственный подход к роли позволяет увидеть Монро хрупкой, искренней и глубокой.

Ана де Армас в многочисленных интервью неустанно рассказывает, как сложно было подражать манере речи Мэрилин. Речь речью, но мимика ей точно удалась — в некоторых сценах сходство зловещее. Эндрю Доминик использовал клиповые склейки, чтобы вставить актрису во все знаковые фильмы: «Зуд седьмого года», «В джазе только девушки», «Ниагара». Он воспроизвел известные фотографии Монро, оживив их на экране.

Насколько оправдана история сексуальной эксплуатации в 2022 году на популярном стриминге — сложный этический вопрос. От унизительной постельной сцены с кинопродюсером Дэррилом Ф. Зануком до доставки ее лично в спальню к президенту, где он, не особо церемонясь, склоняет ее голову. Это не просто объективация, это взрыв, триумф — Кеннеди принадлежит Америка, а также самая желанная женщина страны. Герой Бобби Каннавале говорит ей прямо: «Вот кто ты — мясо». А следом целует. Апофеоз этой идеи — повтор сцены со вздымающимся платьем на вентиляторной решетке в «Зуде седьмого года»: сияющая Мэрилин и толпа хлопающих, разгоряченных мужчин с открытыми ртами.

Критики ополчились против «Блондинки», называя фильм вульгарным портретом, «некрофильским развлечением», «самым мерзким кино на свете» и «фетишизацией травмы». И правда, есть к чему придраться. В фильме обделены вниманием многие любопытные главы биографии Монро. Первый брак, дружба с коучем Наташей Лайтесс, поездка с ДиМаджио в Японию, встреча с недавно почившей королевой Елизаветой, работа с Артуром Миллером над сценариями и знаменитое исполнение «Happy Birthday, Mr. President».

Мэрилин была начитанна, работала над своей речью, боролась за повышение гонораров, дружила с Эллой Фицджеральд и Трумэном Капоте, Фрэнк Синатра подарил ей пуделя Мафа (забавный факт: в «Блондинке» снимается собственная собака Аны де Армас), наконец, Мэрилин была национальным символом гламура и радости в послевоенной Америке.

Автор книги «Мэрилин: Эссе и стихи» Хайди Сиборн в своей статье для Literary Hub пишет:

«К моменту своей смерти Мэрилин снялась почти в 30 фильмах, получила премию „Золотой глобус“ и была одной из самых кассовых звезд Голливуда, заработав более 200 миллионов долларов для Fox Studios за свою карьеру. Она также была первой актрисой, отказавшейся от студийной системы и создавшей собственную продюсерскую компанию. Компания Marilyn Monroe Productions сняла такие фильмы, как „Автобусная остановка“ и „Принц и танцовщица“. Мэрилин понимала, как накапливать власть и пользоваться ею, несмотря на то что работала в эпоху, когда актрисы считались товаром, а у женщин было мало возможностей для карьерного роста».

Эндрю Доминик пишет печальное любовное письмо в пустоту, мерцающий реквием по Монро, не заботясь о том, что посягает на культурное наследие и плодит ненависть поклонников. Его страстное увлечение личностью Мэрилин очевидно — и заразительно. В недавнем интервью он признается в этом сам: «Ее свет по-прежнему освещает нас, несмотря на то что ее звезда давно взорвалась».

Операторская работа созвучна с режиссерским видением, создавая окутывающий, иммерсивный, прерывистый сон. Чейз Ирвин тасует кадры, играя сменой цветовых схем, временными провалами, размером кадра и визуальными эффектами. Саундтрек Ника Кейва и Уоррена Эллиса наполняет кадр жалобным, беспокойным космическим эхом, в финале звуча точь-в-точь как Анджело Бадаламенти.

Мэрилин давно растворилась в нас, продолжая жить в любом поп-культурном символе XX века, будь то Мадонна, модели Playboy, Лора Палмер или любая девушка с платиновыми волосами и красной помадой. Невероятная сила образа пережила их всех — как переживет и это письмо Эндрю Доминика.

ФОТОГРАФИИ: Netflix