«Я иду искать. Королевская игра» — дебютная картина британского режиссера Томми Боулдинга, в прошлом монтажера многих видных инди-хорроров («Опоссум», «Проклятье Эбигейл»). Это комедийный хоррор о группе воришек, которые попались в руки жестоких аристократов, решивших ради развлечения устроить на них полноценную охоту. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как этот довольно простой, на первый взгляд, фильм многое говорит о настроениях в британском обществе.

Автор: Иван Афанасьев

«Я иду искать. Королевская игра»/Hounded

Режиссер

Томми Боулдинг

В ролях

Саманта Бонд, Малачи Пуллар-Латчмен, Ник Моран, Ларри Ламб

Дата выхода

27 октября 2022 года


Четверо молодых британских ребят промышляют тем, что грабят дома богатых людей. Для них это действо привычное и со смыслом: они действуют по наводке и крадут лишь те лоты, которые считаются предметами совсем уж избыточной роскоши вроде фамильного ритуального ножа. Отправившись на очередное дело, которое должно было стать последним, воришки попадают в засаду: хозяева поместья, властные Редвики, подстерегают грабителей с электрошокерами и вырубают всех четверых. Очухиваются те уже днем, где-то в глуши, далеко от цивилизации. После короткой лекции от главы аристократов, утонченной и одновременно грозной Кэтрин, они остаются одни и думают, что их отпустили, лишь припугнув. Но они не в курсе, что самое страшное впереди: пресыщенные жизнью буржуи открыли на них натуральную охоту — с ружьями, горнами и голодными гончими.

В само́м оригинальном названии фильма дебютанта в режиссуре Томми Боулдинга — Hounded («Загнанные») — чувствуется, что последствия Брекзита, хоть и не слишком заметные для не живущих в Великобритании, все-таки не прошли даром. Еще большее смятение в стане рабочего класса, возвышение элиты и, как итог, значительное разделение общества на социальные страты, противоположные друг другу, в гротескной форме отражены в простеньком, на первый взгляд, дурашливом хорроре про безумных богатеев, открывших сезон охоты на тех, кто фрустрирован больше всего. Достаточно взглянуть на состав дичи, в которую превратились главные герои. Леон и Чаз — два темнокожих парня, по-своему неплохих, но по воле судьбы превратившихся в отбросы общества, один из которых намерен, наконец, взяться за голову и получить высшее образование. Дерзкая пацанка Викс — похоже, сирота, ставшая в юности жертвой сексуального насилия. Тод, полноватый беженец из Восточной Европы, ощущающий себя самым «левым» в этой разношерстной компании. Идеальные кандидаты на то, чтобы по-тихому, но с фантазией отправить их на тот свет при помощи ружей, собак и капканов, как больных животных, попавших в ловушку.

По крайней мере, так они выглядят в глазах «охотников», которых, что интересно, возглавляет женщина. Кэтрин Редвик, статная пожилая дама голубых кровей, произносит перед тем, как отпустить воришек, практически программную, полную арийских эпитетов речь о том, что они недостойные хорошей жизни отбросы, проучить которых — святая обязанность настоящих британцев. Не увидеть в ней прямую аллюзию на железную леди Терезу Мэй практически невозможно. Режиссер и его соавторы Рэй Богданович и Дин Лайнс, уже ранее писавшие сценарий к фильму о куда более резонансном и громком «Ограблении века», довольно прямолинейны в своих высказываниях, весьма заметных для британского зрителя, отчего некоторые зарубежные рецензенты успели упрекнуть фильм в излишней карикатурности.

Как яркий элемент этой сатиры на британское общество выбрана и архаичная охота на лис (проще говоря, на бесполезных вредителей), которую экранные аристократы косплеят во всем, вплоть до выбора оружия — никаких варварских винтовок с оптическими прицелами, только классическая двустволка, традиции надо чтить! Кто-то скажет, что просто с жиру бесятся, но нужно понимать, что для значительной части британцев социальное неравенство — действительно острая тема, которую в фарсовой форме воплощает «Я иду искать. Королевская игра». И если смотреть на фильм под таким углом, то он уже не кажется просто комедийным ужастиком про охоту чопорных англичан на кокни.

Если же смотреть фильм просто как жанровое развлечение, то он звезд с неба не хватает. Зато предлагает бодрую увеселительную прогулку по тропам экранной жестокости, приятно разыгранную местными звездами. Главная среди них — конечно же, Саманта Бонд, экс-мисс Манипенни, секретарь М из фильмов про Джеймса Бонда с Пирсом Броснаном («Умри, но не сейчас»). Породистая театральная актриса более молодому зрителю также известна, как леди Пейнсвик из «Аббатства Даунтон», и в «Королевской игре» она будто бы со вкусом высмеивает собственного персонажа из костюмной драмы. Ник Моран, он же Эдди из «Карты, деньги, два ствола» и пожиратель смерти Струпьяр из последних двух фильмов о Гарри Поттере, тоже воплощает интересный образ. Он играет прислужника Редвиков, ответственного за уход за охотничьими гончими: немолодой мужик, застрявший на переходе от простого работяги к почетному члену семьи и так и оставшийся в статусе жестокого слуги, вся жизнь которого — натравливать собак на человека. Выразительный персонаж, комический и одновременно слегка жуткий — сам в каком-то смысле верный пес своих хозяев.

В целом, если рассматривать «Королевскую игру» как жанровое кино, он принесет некоторое удовлетворение — но куда интереснее, конечно, разглядывать со стороны, как британское классовое волнение проникает даже в такие простецкие развлечения. И в процессе думать о том, как же все-таки долго еще человечеству предстоит устранять вековые догмы порабощения и уничтожения одними других, пусть даже и под видом заботы, или, как вариант, высоких моралей об очищении мира от скверны.

фотографии: «Экспонента»